НОВОСТИ
Запрет рекламы табака действует: прямая реклама исчезла из точек продажи
Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, который проводился Коалицией «Крым без табачного дыма» и специалистами отдела контроля в сфере рекламы Госпотребинспекции в АР Крым в течение месяца после вступления в силу Закона Украины №3778 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий». Этот закон полностью запрещает спонсорство, благотворительность и рекламу табачных изделий в местах продажи (гастрономах, киосках, супермаркетах), все маркетинговые мероприятия, молодежные вечеринки, во время которых бесплатно раздают сигареты. Закон также усиливает запрет рекламы на ТВ, радио, в Интернет и средствами наружной рекламы.

Волонтеры Коалиции и специалисты отдела контроля в сфере рекламы Госпотребинспекции в АР Крым за прошедший месяц проверили более ста торговых точек, где реализуются табачные изделия. В большинстве случаев рекламные постеры, плакаты и другая рекламная продукция исчезла из мест продажи. Тем не менее, некоторые сигаретные витрины до сих пор призывно подмигивают покупателям праздничной подсветкой или демонстрируют отдельные марки сигарет на выделяющемся фоне.
Олег Егоров, начальник Госпотребинспекции в АР Крым: «Специалистами отдела контроля в сфере рекламы, с целью исполнения законодательства о запрете рекламы табачных изделий, осуществляется контроль по городам Крыма».
Мониторинг проводится для того, чтобы оценить степень присутствия рекламы табачных изделий в местах их продажи после вступления в силу Закона о запрете рекламы. Для исследования были выбраны разные точки продажи сигарет: супермаркеты, киоски, минимаркеты/магазины. Мониторинг проводился в девяти крымских городах (Симферополь, Феодосия, Джанкой, Бахчисарай, Керчь, Ялта, Судак, Евпатория, Алушта).
По результатам мониторинга в городах 100% точек продажи убрали прямую рекламу сигарет из витрин и прикассовых зон. «Реклама табака исчезла не только в местах продажи табачных изделий, но и в сети Интернет, журналах и газетах», – добавил Олег Егоров.
«Наш мониторинг показал, что в целом Закон о запрете рекламы исполняется, – подытожила Инна Мирошниченко, председатель оргкомитета Коалиции «Крым без табачного дыма». – Тем не менее, до сих пор присутствует то, что мы расцениваем как непрямые методы стимулирования продажи табачных изделий. Это подсветка, яркий фон, специальная выкладка сигарет и так далее».
Волонтеры также сталкивались с промоутерами табачных компаний, которые теперь не «рекламируют» товар, а «информируют» покупателя о новых изделиях.
«Из беседы с одной из таких девушек, одетой в цвета определенной торговой марки сигарет, мы узнали, как табачные компании придумали обходить закон о запрете рекламы, - рассказывает Инна Мирошниченко. – На наш вопрос о том, чем же отличается «информирование» от «рекламы», девушка сказала, что реклама – это если бы предлагались в подарок сувениры, а она просто рассказывает о новой марке сигарет. На самом деле, законодательство Украины определяет, что реклама и стимулирование продажи табака – это любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия, целью или результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребление табака, прямо или опосредованно. Так что действия таких девушек-информаторов, на наш взгляд, являются нарушением законодательства Украины. В связи с этим мы подготовили жалобы для того, чтобы направить их в Госпотребинспекцию Крыма».
Олег Егоров: «За прошедший месяц в адрес Госпотребинспекции в АР Крым не поступило ни одной жалобы от потребителей на рекламу табачных изделий. Инспекция отреагирует на все жалобы по фактам нарушения Закона о запрете рекламы табака. В случае установления таких нарушений будут применяться административные взыскания, включая штрафы от тридцати до пятидесяти тысяч гривен за каждый факт рекламы».
«Запрет рекламы табака – мера, направленная, прежде всего, на защиту подростков, – говорит Инна Мирошниченко. – Это подтверждено десятками исследований, в том числе и самих табачных компаний. Реклама делает сигареты более привлекательными, она нужна не для тех, кто уже курит, поскольку они уже определились в своих предпочтениях. Реклама нацелена, в первую очередь, на начинающих курильщиков, а это в подавляющем своем большинстве – подростки до 18 лет. Курение должно перестать быть социально приемлемым и привлекательным. Сигареты – не просто товар, они убивают до половины своих потребителей. Так давайте же вместе стремиться к здоровой и процветающей нации».
СПРАВКА: 16 сентября 2012 года вступил в силу закон № 3778-IV о запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Отныне в Украине запрещена не только реклама на радио, телевидении, в печатных СМИ и на наружных рекламных носителях, но и в сети Интернет, в магазинах и киосках, а также спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий. Напоминаем, что до конца 2012 г. вступают в силу еще два антитабачных закона: с 4 октября в Украине появились упаковки сигарет со специальными цветными изображениями последствий курения, а с 17 декабря будет запрещено курить во всех общественных и рабочих местах, включая все заведения общественного питания
Ирина Амелина, Пресс-служба Коалиции «Крым без табачного дыма»; Тел./факс: (0652) 693-143
Госпотребинспекция в АР Крым: Тел. (0652) 44-27-48, e-mail: [email protected]
вернуться назад
|
|