НОВОСТИ
Инновационная политика как основа выхода из экономического кризиса
На прошлой неделе состоялось годичное собрание Крымской Академии Наук. Одним из основных представленных докладов стало выступление вице-президента КАН Александра Слепокурова
Уважаемые коллеги! Заканчивается первое десятилетие XXI века. Мир говорит о вступлении в постиндустриальное общество, а мы с вами продолжаем говорить о необходимости развития инновационной деятельности. Давайте же вспомним некоторые понятие и разберемся на каком «небе» мы находимся.
Согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности», инновационная деятельность – это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Схематично это можно представить так:
Научные исследования и разработки --> Инновационная деятельность --> Производство новой конкурентоспособной продукции и услуг
Эта схема показывает, что инновационная деятельность представляет собой промежуточное звено, связывающее между собой науку и производство. У нас пока еще сохранился научный потенциал, не до конца потерян технологический потенциал (хотя инженерных кадров там уже практически нет), но за 19 лет независимости практически полностью разрушен инновационный потенциал, который у нас был представлен в форме различных отраслевых НИИ и КБ. Таким образом, у нас образовалась «пропасть» между наукой и производством, которая не позволяет последнему осваивать производство новой продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках.
Потерянную сферу может заменить т.н. инновационная инфраструктура – технологические парки и полисы, инновационные центры, инновационные бизнес-инкубаторы и т.д., которых в Крыму, к сожалению, нет.
Понятие «постиндустриальное общество» было введено Беллом и предопределяет следующие критерии:
- переориентация экономики от товаропроизводства к сервису и доминирование наукоемких отраслей промышленности;
- принципиально новый способ организации технологической сферы, детерминированный созданием интеллектуальных технологий, делающих возможной метатехнологию как способ прогностического планирования контролируемого технологического развития;
- радикальная переструктурировка институциальной организации общества: выдвижение на первый план феномена знания. Если для традиционного общества доминирующими институтами были "армия и церковь, для индустриального общества - "фирма и корпорация", то применительно к постиндустриальному обществу такую приоритетную роль играет «университет» как социальный институт, в недрах которого возникает Знание, как базисный феномен постиндустриализма;
- реорганизация культурной сферы, внешне-формальной стороной которой выступает ее компьютеризация, а внутренне-содержательной - императивная ориентация на приоритеты интеллектуализма и соответствующее профилирование на организацию себя в качестве индустрии знания (см. А.А. Грицанов. Новейший философский словарь).
Одному американскому экономисту был задан вопрос: «А что, в постиндустриальном обществе не будут добывать руду и плавить металл, выращивать хлеб…?». На что он отвел: «Почему же, конечно будут! Но этим будут заниматься другие…».
Анализируя различные концепции и теории, можно условно представить современные тенденции в экономике следующим образом:
• Высший уровень развития - общество, основанное на знаниях (информационные технологии, нанотехнологии, научный и иной интеллектуальный продукт).
• Средний уровень - индустриальное общество (высокотехнологичное производство с относительно высоким уровнем использования инновационного продукта).
• Низший уровень – низкотехнологичное и вредное производство, сырьевые и ресурсные придатки, «кладбище» для опасных отходов.
Уместно задать вопрос: а где же в этой структуре находимся мы, если только пытаемся догнать индустриально развитые страны? К сожалению, ответ не утешительный – между средним и низшим уровнями. То есть перед украинским обществом сегодня стоит задача – хотя бы удержаться на среднем уровне, ведь на новые исследования и разработки государство не выделяет деньги.
А если так, то у каждого в этом обществе должны быть свои функции. Давайте попытаемся расставить все по свои местам.
В чем состоят функции власти? Они достаточно четко определены действующим законодательством.
Так, согласно Закону Украины «Об инновационной деятельности», Совет министров АР Крым:
• разрабатывает проекты региональных инновационных программ и подает их для утверждения Верховной Раде Автономной Республики Крым;
• принимает меры по выполнению региональных инновационных программ;
• способствует инновационной деятельности в регионе и созданию современной инфраструктуры в этой сфере;
• привлекает предприятия, учреждения и организации, расположенные на подчиненной территории, к решению проблем инновационного развития региона;
• поручают государственным инновационным финансово-кредитным учреждениям (их региональным отделением) проведение конкурсного отбора инновационных проектов, региональных инновационных программ и осуществление их финансовой поддержки в пределах средств, предусмотренных в бюджете Автономной Республики Крым
• подает предложения специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере инновационной деятельности относительно включения инновационных проектов по региональным программам в государственные программы и их финансированию путем кредитования из государственного бюджета….
Соответственно, Верховная Рада АРК должна утверждать соответствующие мероприятия и программы, подготовленные исполнительным органом власти и предусматривать средства в бюджете на их реализацию.
Такие же полномочия есть и у местных органов представительной и исполнительной власти. Более того, они могут создавать коммунальные инновационные финансово-кредитные учреждения для финансовой поддержки местных инновационных программ за средства местных бюджетов. Теоретически, каждый районный, городской и сельский совет может создать свой «инновационный фонд» и развивать инновационную деятельность на своей территории самостоятельно.
Есть такой интересный акт, как Закон Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине. Он предусматривает, что на уровне региона разрабатываются и утверждаются приоритетные направления инновационной деятельности регионального уровня. Определенные этим Законом приоритетные направления инновационной деятельности обязывают органы исполнительной власти Украины всех уровней создавать режим наибольшего содействия выполнению работ, направленных на реализацию соответствующих приоритетных направлений, и концентрации на них финансово-экономических и интеллектуальных ресурсов. Среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности регионального уровня разрабатываются на основе анализа состояния экономического и инновационного потенциала региона. Принятию решений по определению среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности предшествует их широкое общественное обсуждение с привлечением общественных научных, научно-технических организаций, региональных научных центров Национальной академии наук Украины и Министерства образования и науки Украины.
К сожалению, ни Крымская академия наук (самая крупная региональная организация ученых и специалистов), ни Творческий союз НИО Крыма (самая старая общественная организация ученых и специалистов в Крыму) не только не были приглашены для обсуждения этих приоритетов, но и не были проинформированы о их разработке. А ведь это и есть стратегия развития региона: что и как развивать и что (какие отрасли экономики) должна поддерживать местная власть.
Закон «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий» также определяет полномочия местных органов власти:
- Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и исполнительные органы сельских, поселковых, городских районных в городах советов:
• разрабатывают проекты региональных и местных программ технологического переоснащения предприятий, отнесенных к коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, и подают их на утверждение Верховной Раде АРК, городским и районным советам;
• способствуют созданию региональных баз данных о технологиях и их составляющие, обеспечивают распространение информации о технологические потребности региона;
• в пределах предусмотренных средств соответствующего бюджета финансируют исследования и разработки по решению проблем технологического переоснащения предприятий региона.
Кроме того, Кабинетом Министров Украины даны четкие указания:
- Постановление от 14 мая 2008 г. №447 «Об утверждении Государственной целевой экономической программы "Создания в Украине инновационной инфраструктуры» на 2009-2013 годы: « …. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предусматривать во время формирования проектов государственного и местных бюджетов на 2009-2013 годы расходы на выполнение Программы исходя из их возможностей»;
- Постановление от 1 августа 2007 г. N 995 «Некоторые вопросы реализации Закона Украины "О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий": «Раді міністрів Автономної Республіки Крим вирішити протягом двох тижнів питання про покладення виконання функцій, визначених статтею 8 Закону України "Про державне регулювання діяльності у сфері трансферу технологій" ( 143-16 ), на органи виконавчої влади в Автономній Республіці Крим, а також про утворення структурного підрозділу з питань трансферу технологій, інноваційної діяльності та інтелектуальної власності в апараті Ради міністрів Автономної Республіки Крим та про прийняте рішення повідомити Міністерство освіти і науки».
Если первая часть этого постановления как-то выполнена, в ведущих министерствах автономии хотя бы формально такие подразделения созданы, то координирующего органа в нашем правительстве так и нет.
Соответственно, функции сферы науки и образования видятся следующим образом:
• Проведение исследований и разработка новых материалов, изделий, процессов;
• Прикладные исследования, разработка конструкторской и технологической документации;
• Подготовка кадров для технологических отраслей экономики;
• Подготовка кадров инновационного менеджмента;
• Повышение инновационной культуры общества;
• Информационно-методическое обеспечение инновационного процесса.
Думаю, что в этой аудитории нет необходимости комментировать эти положения.
Но давайте разберемся, в чем заключаются функции малого инновационного предпринимательства. Речь идет о таких структурах, как инновационный центр, технопарк, технополис, инновационный бизнес-инкубатор, т.е предприятия (объединения предприятий), которые разрабатывают, производят и реализуют инновационные продукты и (или) продукцию или услуги, объем которых в денежном измерении превышает 70 процентов его общего объема продукции и (или) услуг.
Их функции кратко можно представить следующим образом:
• научно-технические разработки и услуги;
• трансфер технологий с использованием современных средств телекоммуникации;
• инфраструктурное обеспечение инновационного процесса (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные услуги, сертификация продукции, услуги по охране интеллектуальной собственности и др.);
• первичное освоение производства новой конкурентоспособной продукции и услуг;
• внедренческая работа и сервисное обслуживание объектов инновационной продукции.
Совешенно очевидно, что таких структур в Крыму практически нет. А их, по нашим подсчетам, должно быть не менее 2000 (см. Концепцию инновационного развития региона на примере Автономной Республики Крым, 2005 год). Они должны действовать в каждой отрасли и подотрасли, в каждом городе и районе, только тогда можно ждать реальный результат от их деятельности. А это – уже элемент региональной политики.
Уместен вопрос: «А, что научная общественность, понимая это, ничего не делала?». Приведу только несколько инициатив нашей и других общественных организаций ученых и специалистов.
Начало 90-х годов прошлого столетия. Наша академия рассматривала и рекомендовала органам власти проект создания инновационной структуры «Керчьтехнополис», которая могла бы объединить научный и производственный потенциал Керченского региона.
2001 год. Министерством образования и науки Украины, по инициативе Крымской академии наук и Комитета по науке и региональному развитию при СМ АРК был создан Крымский региональный инновационный центр технологического развития, а в его составе - инновационный бизнес-инкубатор. Инкубатор работал один год, после ликвидации Комитета по науке в 2002 году о Центре и Инкубаторе просто забыли.
2002 год. Был разработан и представлен в Министерство образования и науки Украины проект создания в Крыму Технологического парка «Таврида» (2002 год). Проект был рассмотрен Межведомственной комиссией, действовавшей при этом министерстве, и в принципе одобрен. Местные органы власти не поддержали дальнейшие работы.
2004 год. Вновь был разработан и представлен в Министерство образования и науки Украины проект создания в Крыму Технополиса «Таврида». Проект не только был рассмотрен, он получил положительные отзывы практически всех центральных министерств и ведомств Украины. Но на местном уровне все повторилось как и в предыдущем случае.
2005 год. По договоренности с Министерством экономики АРК ученые КАН разработали проект Стратегии инновационного развития региона. Но потом руководители этого министерства передумали и отказались принимать этот документ.
Но документ был активно поддержан в Национальной академии наук Украины, которая помогла издать его в виде отдельной монографии, в форме концепции.
2007 год. Проект создания структуры «Курортополис Большая Ялта» получил поддержку на коллегии Министерства экономики АРК, на его разработку был выделен грант одного из украиских фондов поддержки местных инициатив. Но его реализация не состоялась опять по той же причине, заложенные в проекте идеи так и остались на бумаге.
Сегодня у нас появился новый шанс. В результате инициатив Творческого союза НИО Крыма нам предложено создать для начала представительство Технологического парка «Яворив», действующего во Львовской области при активной поддержке местных органов власти. Думаю, что этот шанс мы не упустим, но теперь мы пойдем другим путем, мы должны определиться, кто из крымских вузов или научных учреждений согласится стать базовой организацией для деятельности этот подразделения.
2008 год. При поддержке Фонда Восточная Европа, на базе сайта Южного института интеллектуальной собственности создан один из первых в Украине Крымский центр трансфера технологий. Он сразу же вызвал интерес, за 10 месяцев сайт просмотрели около 30000 посетителей. Сегодня на сайте размещено около 100 инновационных предложений, но этого очень мало.
Институт заключил договор о сотрудничестве с Украинским институтом научно-технической и экономической информации. Этим договором предусмотрено, что наш крымский центр войдет в Украинскую сеть центров трансфера технологий. Но Южный институт интеллектуальной собственности – хозрасчетная организация и у него нет своих денег на поддержку и пополнение базы данных, для совершенствования конфигурации и функциональных возможностей сайта. Опять хорошее начинание может погибнуть без поддержки органов власти.
2008 год. При поддержке Фонда Восточная Европа Творческий союз НИО Крыма разработал Стратегический план развития солнечной энергетики в Крыму. Все, кто его смотрел, сказали, что это хороший документ, но он так и остался на бумаге.
Все сказанное говорит о крайне низкой инновационной культуре большинства работников органов власти. Чтобы как-то устранить этот недостаток, мы уже 14 раз проводим ежегодную научно-практическую конференцию по проблемам инновационного развития экономики. В ее работе принимают участие ведущие ученые и специалисты СНГ, Польши, Германии, Вьетнама. Но не проявлено практически никакого интереса со стороны наших чиновников.
Находясь во Львове на конференции, я был приятно удивлен вниманием, которое уделяют работники областной государственной администрации инициативам ученых и специалистов. Мне пришлось обсуждать с местными специалистами три направления возможного сотрудничества и каждый раз, на вопрос «где встретимся», мне отвечали – в профильном отделе обладминистрации. И вдвойне приятно, что руководители отделов, отложив свои текущие дела, активно обсуждали с нами эти вопросы, предлагали кофе и чай и свое искреннее расположение.
Сегодня наша с Вами работа замечена за рубежом. По приглашению польской общественной организации «Горизонты» мы принимали участие в польско-украинском проекте по использованию возобновляемых источников энергии. Предусмотрено развитие этого сотрудничества.
Московские специалисты предложили нам участвовать в создании новой системы менеджмента качества в сфере интеллектуальной сосбтвенности. Эта система подразумевает оказание творческим людям и предпринимателям ряда услуг:
• Охрана интеллектуальной собственности.
• Независимая объективная оценка интеллектуальной собственности.
• Постановка интеллектуальной собственности на баланс предприятия.
• Организация менеджмента качества в сфере ИС (инновационного продукта).
• Создание системы корпоративного управления коммерческим использованием ИС и ряд других услуг.
Южный институт интеллектуальной собственности заключил договор и получил российский сертификат на право осуществлять такую деятельность.
Ученые Петровской академии наук и искусств предложили нам участвовать в реализации разработанной ими социальной технологии нового поколения. Эта технология позволяет не только оперативно изучать, но и активно формировать общественное мнение по различным проблемам. Нам эта технология пригодилась бы при изучении мнения жителей Севастополя и всего Крыма по проблеме строительства угольного терминала в Севастопольской бухте. Ведь эта проблема коснется всех жителей Крыма, поскольку вагоны с углем пойдут через весь Крым. Пока у академии нет средств на приобретение такой программы, но мы надеемся, что спонсоры найдутся.
И последнее. Конечно, мы хотели бы такого же взаимодействия и понимания в органах власти, как во Львове. В мае мы учредили Общественный комитет инновационного развития региона. Многие ученые поддержали идею и вошли в состав этого комитета.
С этой трибуны мы еще раз обращаемся к нашим управленцам и депутатам: давайте объединять усилия. Непонимание этого и дальнейшее игнорирование инициатив ученых ведет только к ухудшению экономического положения в регионе, снижению уровня жизни Крымчан.
вернуться назад
|