НОВОСТИ
Крымские ученые и экологи предложили ялтинскому горисполкому комплекс мер по развитию города
Вчера Ялтинскому горисполкому были официально переданы материалы «Комплексной эколого-геохимической и санитарно-гигиенической оценки территории Большой Ялты», выполненной экологами и учеными Крымской Академии Наук (КАН).

Экспертная оценка состояния экономики, социума и природно-технических система Большой Ялты показала, с одной стороны, наличие уникальных ресурсов (природно-климатических, ландшафтных, пляжных, фитолечебных, бальнеологических, интеллектуальных, финансово-экономических, инфраструктурных и др.) для развития климатического курорта национального и международного уровня. С другой стороны, качество рекреационных услуг остается пока на низком уровне, не соответствующем международным стандартам. Особую тревогу вызывает санитарно-гигиеническое состояние территории (загрязнение почв, воздуха, поверхностных и подземных вод) и тенденции в сторону его ухудшения, вызванные изношенностью водопроводных и канализационных систем, несовершенной системой обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) и промотходами, нарастающими и плохо регулируемыми автотранспортными потоками.
Эксперты – ученые Крымской Академии Наук – отстаивают экологически сбалансированное развитие курортополиса Большая Ялта и показывают имеющийся потенциал для такого развития. «Это, прежде всего, ландшафтные парки, природно-заповедный фонд, - говорит Виктор Тарасенко, президент Крымской Академии Наук, председатель Ассоциации «Экология и Мир». – Большое значение имеет развитие энергосберегающих технологий, оптимизация транспортных потоков, развитие геоинформационных систем (ГИС-технологий), территориальных громад, активизирование местного самоуправления».
Объективно по своим природно-климатическим характеристикам курортополис Большая Ялта может успешно конкурировать со многими экзотическими курортами Южной Европы и Северной Африки и тем более с курортами Северного и Балтийского морей. Однако недостаточность в обеспечении территории современной инженерной инфраструктурой и коммуникациями, наличие проблем с переработкой ТБО, недостаточный уровень сохранения и содержания объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ), загрязнение прибрежной полосы Черного моря не позволяют эффективно использовать имеющийся потенциал региона в полном объеме.
В связи с этим эксперты предлагают выполнить ряд стратегически важных реформ, программ и проектов.
• Необходимо сохранить уникальное территориально-административное образование курортополиса Большая Ялта, которое экономически самодостаточное, а в перспективе и высоко конкурентоспособное ввиду обеспеченности природно-климатическими, курортно-рекреационными и другими ресурсами. Начавшийся «парад суверенитетов» отдельных поселковых советов, не желающих административно входить в Большую Ялту, чреват большими потерями в экономической, социальной и природоохранной сферах.
• Для сохранения рекреационных ресурсов Большой Ялты и привлекательности этой территории ученые КАН считают возможным объединить в одну территорию все объекты ПЗФ Большой Ялты – ландшафтные парки и памятники садово-паркового искусства (кроме заповедников – Ялтинского горно-лесного природного заповедника (ЯГЛПЗ), Крымского и «Мыс Мартьян») в одну территорию и придать ей статус Ялтинского национального природного парка. Необходимо окончательно определить границы ЯГЛПЗ и других объектов ПЗФ и провести работы по выносу этих границ в натуру. В порядке законодательной инициативы предлагается ввести новую категорию земель ПЗФ – транспортно-коммуникационный коридор – «Красный коридор» как особый тип охраняемых территорий, в которых можно строить линейные транспортные сооружения с соблюдением специально разработанного регламента строительства и эксплуатации.
• Главным приоритетом устойчивого эколого-социально-экономического развития Большой Ялты является курортно-рекреационная и туристическая отрасль. Для обеспечения структурной перестройки отрасли и повышения ее конкурентоспособности необходимо осуществить ряд неотложных государственных, региональных и муниципальных программ. Среди них: реконструкция Ялтинского пассажирского морского порта, модернизация материальной базы курортно-рекреационной отрасли, расширение объемов и видов услуг, предоставляемых курортными и туристическими учреждениями, обеспечение качественной среды обитания и санитарно-гигиенических условий на уровне «Голубого флага Европы» и других международных стандартов. Очень актуально выполнение инновационно-инвестиционных проектов: «Кедровая роща», «Набережная утренней зари», «Устойчивая Гаспра», «Устойчивый МДЦ «Артек», «Эффективный санаторно-курортный комплекс» и др.
• Пляжи на берегу теплого Черного моря являются одним из главных рекреационных ресурсов Большой Ялты. Поэтому важно в рамках разрабатываемой и поддерживаемой городскими властями и городской громадой Программы «Голубой флаг Европы» предусмотреть меры по защите морских пляжей от размыва, искусственному пополнению и улучшению их санитарно-экологического состояния.
• Стратегия развития водоканала. Реформирование водного сектора с превращением водоканала ЮБК в независимое коммунальное предприятие корпоративного типа, регулируемое местными органами власти; внедрение системы интегрированного управления водными ресурсами на основе бассейнового принципа; правовое обеспечение развития водохозяйственного комплекса; внедрение механизмов инвестирования в водный сектор через обоснование его инвестиционной привлекательности.
• Организация системы обращения с ТБО. Эксперты обращаются внимание на необходимость скорейшей рекультивации Гаспринского полигона ТБО с соблюдением необходимых природоохранных мероприятий. Предложена функциональная технологическая схема санитарной очистки территории Большой Ялты от ТБО, включая селективный сбор ТБО, создание сортировочно-прессовочных станций, транспортировку с захоронение спрессованных мусорных брикетов на оборудованном полигоне ТБО в Степном Крыму.
• У курортной Ялты имеются большие перспективы внедрения энергосберегающих технологий и использования возобновляемых видов энергии, прежде всего солнечной и тепловых насосов.
• Для улучшения экологического состояния в г. Ялта с целью снижения антропогенного воздействия автотранспорта необходимо провести совершенствование сети движения маршрутного транспорта, схем движения, в том числе по критической пропускной способности дорог, запрещение несанкционированных околотротуарных стоянок.
• Необходимо активнее применять технологии геоинформационных систем для управления территорией Большой Ялты, что очень важно для оценки ситуации, осуществления экологического мониторинга в реальном режиме времени и принятия адекватных управленческих решений.
• Развитие общественно-политических отношений и самоуправления территориальной громады.
Среди запретов в хозяйственно-рекреационной деятельности на территории Большой Ялты эксперты настоятельно рекомендуют:
• Прекратить застройку пляжей и 50-100-метровой прибрежной зоны элитными дачами и эллингами, не перекрывать проходы вдоль пляжей и подходы к пляжам решетками, заборами, каменными стенами. Открытые социализированные пляжи вдоль всего побережья, находящиеся под управлением и контролем муниципальной власти, характерны для большинства известных мировых курортов. Большая Ялта не должна быть в стороне от прогрессивных и экологически обоснованных мировых тенденций курортно-рекреационного бизнеса.
• При всех кажущихся выгодах создания центров горно-лыжного спорта и зимнего отдыха и сопутствующей им системы скоростных канатных дорог на северных склонах Главной гряды Крымских гор, по мнению экспертов, этот давно обсуждаемый проект чреват серьезными экологическими последствиями для заповедного горно-лесного Крыма. Заповедные территории Горного Крыма должны сохранять заповедный режим и выполнять природоохранные функции на благо Крыма и Украины.
19 мая 2009 г.
Пресс-служба КРА «Экология и Мир»,
Пресс-служба КРРО ПЗУ
вернуться назад
|