НОВОСТИ
Европейская Комиссия ЮНЕП обнаружила значительное количество мазута на Тузле
В ноябре Европейская Комиссия ЮНЕП подготовила «Оценку нужд Украины в послеаварийный период», в которой оценила последствия разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, случившегося в ноябре 2007 г.
11 ноября 2007 г. в результате сильного шторма в Керченском проливе затонули, были выброшены на мель или получили повреждения 13 судов. Инцидент привел к человеческим жертвам, имущественным убыткам и экологическому ущербу. В числе затонувших судов был российский теплоход Волгонефть-139, из которого первоначально вылилось в море приблизительно 1300 т мазута.
После проведения основных мероприятий по очистке территории, была проведена совместная ЕК-ЮНЕП всесторонняя многосекторная Оценка нужд в послеаварийный период (ОНПП). Результаты изложены в соответствующем отчете.
ОНПП состоит из четырех оценок: Оценка состояния прибрежной зоны и моря; Оценка карт чувствительности прибрежно-морской зоны; Институциональная оценка; Экономическая оценка.
В ходе проведения экспертизы было выявлено следующее:
- Значительное количество нефтепродуктов, нефтяных сгустков и нефтесодержащих материалов на береговой линии было обнаружено на участках вокруг Керченского пролива, в частности на о-ве Тузла. Если нефтепродукты не удалить, они будут оставаться источником загрязнения и в будущем. В течение зимнего сезона разложение нефтепродуктов будет происходить медленными темпами; при высоких температурах они будут нагреваться, причем возникает высокая вероятность появления утечек свежих нефтепродуктов, что вызовет дополнительное загрязнение.
- Основные биоэкологические последствия наблюдались в виде нарушений движения организмов и ухудшения изолирующих свойств перьев птиц.
- Как показывает изучение предыдущих инцидентов с разливом нефтепродуктов, вероятно, что нефтепродукты, вытекшие из затонувшего судна Волгонефть-139, на остром начальном этапе оказали значительное воздействие на береговую и прибрежную фауну, флору брюхоногих, ракообразных, водоросли и морскую траву.
- Химический анализ проб донных отложений, взятых во время полевых работ, продемонстрировал относительно высокие уровни содержания нефтяных углеводородов в нескольких местах, особенно вблизи береговой линии Керченского пролива, пораженной значительным количеством нефтепродуктов. Уровни содержания нефтяных углеводородов на некоторых участках Керченского пролива были достаточно высокими, чтобы вызывать физиологическое воздействие на чувствительные организмы.
- Во время исследования было очевидно, что защите важных экологических ресурсов не уделяется достаточно внимания. Кроме того, роль и ресурсы региональных и местных органов власти могли бы быть использованы с большей пользой.
- Украина является стороной Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнения, но пока не подписала Региональный план ликвидации аварийного разлива нефти для согласования между странами-участницами.
- Не существует четкой национальной системы финансирования мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации.
- Общая экологическая направленность в ходе управления ликвидацией разлива нефтепродуктов и аварийного реагирования имела крайне слабо выраженный характер.
- Недостаточность основных средств реагирования в случае чрезвычайных ситуаций (таких как боны, сорбенты и диспергирующие агенты) может снижать эффективность операций по реагированию на нефтяные разливы в будущем.
- Для обеспечения лучшей координации и готовности к будущим чрезвычайным ситуациям с разливом нефтепродуктов Министерство охраны окружающей природной среды (Минприроды) должно определить и сформировать взаимное партнерство с каким-либо научным центром для оперативного отбора проб и проведения их анализа. (Комментарий пресс-службы КРА «Экология и Мир»: а теперь вспомним недавнюю перепалку между Рескомприроды и Крымской академией наук, когда чиновники в ответ на предложения ученых использовать сорбенты и другие техники санирования территории обвинили последних в заангажированности, политизированности и желании на этом заработать).
-Во время посещения лабораторий и экологических инспекций было обнаружено, что там используется устаревшее оборудование.
- Учитывая то, что украинским органам власти потребовалось длительное время для решения проблемы отходов, образовавшихся вследствие разлива нефтепродуктов, группа ОНПП сделала вывод о недостаточном уровне планирования действий на случай непредвиденных ситуаций в части обращения с отходами.
Общий размер убытков, нанесенных разливом нефти в Керченском проливе, по расчетам группы ОНПП, составляет от 22,5 до 28,6 млнд. дол. США.
В качестве рекомендаций предложена целая схема мероприятий. В целом, говорится, что «очевидна необходимость в более скоординированной системе планирования действий в случае непредвиденных ситуаций с разливом нефти на море. Крайне важны согласованные действия, направленные на укрепление Министерства охраны окружающей природной среды Украины; не менее критическим является расширение возможностей министерства, интеграция экологических проблем в работу других соответствующих министерств, государственных и частных организаций. Кроме того, существует значительная необходимость в объединении возможностей региональных и местных органов власти для реагирования на разливы нефти и защиты окружающей среды от чрезвычайных ситуаций».
Полный текст отчета ЕК-ЮНЕП «Украина: Оценка нужд в послеаварийный период» находится по адресу: http://postconflict.unep.ch/
Пресс-служба КРА «Экология и Мир»
4 декабря 2008 года
вернуться назад
|