Крымская Республиканская Ассоциация
"ЭКОЛОГИЯ и МИР"
Crimean Republic Association "EKOLOGIYA i MIR"
Внимание, ссылка на материалы сайта обязательна!
English version

НОВОСТИ

КРАЭМ

К А Н

ПРОЕКТЫ

Крым без табака

Управление отходами

ИНФОРМАЦИЯ

 

НОВОСТИ

| последние | август | июль | июнь | май | апрель | март | февраль | январь |
| 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 |

 

Обращение Координационного Совета общественных экологических организаций Крыма к Президенту Украины Виктору Ющенко

О ликвидации причин и последствий экологической катастрофы в Керченском проливе

 

Уважаемый господин Президент!

В последние годы курортный Крым все чаще заявляет о себе не успехами в деле рекреации и туризма, а тревожными сообщениями о пожарах в горно-лесных заповедниках, о загрязненных малых реках и внутренних водоемах, об уничтоженных соляных озерах с их важнейшим рекреационным ресурсом - лечебными грязями и рапой, о нерешенных проблемах в сфере обращения с ТБО и промышленными отходами, о нерекультивируемых карьерах по добыче стройматериалов, флюсовых и содовых известняков, об исчезающих или сокращающихся пляжах в связи с добычей песка.

Венцом всей этой тревожной и опасной для будущего развития курортного Крыма динамики явилась экологическая катастрофа в Керченском проливе 11 ноября 2007 г., когда с затонувших судов произошло поступление нескольких тысяч тонн мазута, иных нефтепродуктов, серы в морскую акваторию, а затем и на побережье Керченского пролива.

Крымские экологи и ученые неоднократно заявляли - плавучие нефтехимические порты, сформировавшиеся в проливе в последние годы как со стороны России , так и Украины с их варварской перегрузкой грузов борт - о - борт с морских кораблей на речные и обратно - это постоянная угроза экологической системе пролива, Черного и Азовского морей даже в штатных ситуациях. Ну а случившаяся катастрофа 11 ноября подтвердила известное правило: где тонко там и рвется! Система - авось обойдется, отсутствие элементарной технологической дисциплины и продуманного алгоритма действий в нештатной ситуации - привели к трагедии: гибели людей, судов, удару по экосистеме Азово-Черноморского бассейна.

По обеим сторонам пролива власти и службы реагирования в чрезвычайных ситуациях оказались неготовыми к эффективным действиям по ликвидации последствий катастрофы. В портах отсутствуют современные технические средства по сбору разлившегося мазута и нефти, местные и центральные органы власти не имеют современных технических средств по мониторингу и контролю за ситуацией (имеются в виду и дистанционные методы, и стационарные, и на плавсредствах, как и использование высокоэффективных биосорбентов, технических средств и технологий их распыления и т.д.)

Человек с лопатой и граблями, сбор мазута и загрязненных водорослей и песка ручным способом, создание террикона из этой смеси в Керченском морском торговом порту - это ведь не решение проблемы.

    Как принято в мире и подсказывает международный опыт, мероприятия по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов и нефти считаются завершенными, если:
  • прекращен сброс нефтепродуктов;
  • нефтепродукты собраны до уровня, соответствующего санитарным нормам;
  • проведены работы по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов и реабилитации загрязненных территорий и водных объектов.

И самое главное! Указанные работы могут считаться завершенными при достижении допустимого уровня (ПДК) остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах, грунтах и водных объектах и исключена возможность поступления нефти и нефтепродуктов в окружающую среду как на месте разлива, так и на сопредельных территориях.

Что мы имеем на сегодняшний день по истечению более 4-х месяцев со дня катастрофы?

1. Силами МЧС Украины и местных органов власти АРК собрано в мешки 4200 тонн песчано-мазутной смеси, из которых 4000 тонн находятся у причала Керченского морского торгового порта в 5-10 метрах от уреза воды и около 200 тонн на двух площадках в Ленинском районе у основания Арабатской стрелки, где этот материал был собран. В связи с весенним потеплением существует реальная угроза растекания мазута из песчано-мазутного террикона, созданного в Керченском порту, и его повторного поступления в воды пролива. К сожалению, власти Украины и Крыма за 4 месяца чрезвычайной ситуации не смогли определиться с технологией вывоза песчано-мазутной смеси с территории порта, а также не нашли источники финансирования этих работ.

Но мазут уже растекается и каждый просроченный весенний день - это приближение к новой масштабной экологической катастрофе.

В недрах МЧС возник план вывезти мазутно-песчаную смесь из Крыма специальным железнодорожным составом на север Николаевской области, разместить на старом мазутохранилище и переработать (сжечь) в печи на одном из частных предприятий в пос. Кривое Озеро. Задумано очень дорогое и трудоемкое и экологически небезопасное мероприятие. Мазутохранилище находится в 35 км. от ближайшей железнодорожной станции. В свою очередь печь по сжиганию песчано-мазутной смеси находится почти в 30 км. от мазутохранилища. В целом, надо будет перевезти железнодорожным транспортом более 4000 тонн смеси на расстояние 650 км, а затем автотранспортом на расстояние около 70 км. Мы не уверены в экологичности планируемой транспортировки и переработки (сжигания) мазутной смеси в центре Украины.

Рабочая группа Министерства охраны окружающей природной среды Украины, в которую также вошли геологи, экологи и ученые Крыма, предложила более простой, дешевый и, главное, эффективный быстро реализуемый вариант вывоза песчано-мазутной смеси из Керченского порта и размещения на специально оборудованном временном полигоне-хранилище. В окрестности г. Керчи в 5-6 км. от порта выбрана по геологическим, гидрогеологическим и экологическим критериям приемлемая площадка. Работы по созданию оборудованного полигона с пленочным антифильтрационным покрытием и дренажной системой для сбора фильтрата можно выполнить в течение 5-7 дней. На вывоз автотранспортом и захоронение песчано-мазутной смеси также потребуется не более 7 дней. Общие затраты составят около 1 млн. грн.

Собранная на временном хранилище песчано-мазутная смесь будет утилизирована путем глубокой термохимической переработки (совместная научно-техническая технология автоклавно-термохимического реактора, разработана учеными Украины и России, патент ИА № 62465 А от 15.12.2003 г.).

2. По оценкам экспертов-ученых Украины и России на дне Керченского пролива после аварии лежат сотни тонн мазута. С весенним потеплением и штормами этот мазут будет выплывать и выбрасываться на берег, песчаные пляжи и косы. Повторные выбросы мазута и пропитанных мазутом водорослей уже зафиксированы с потеплением в начале февраля (полоса загрязнения мазутом прослежена на протяжении 7 км. между мысами Малый и Такил), а также в начале марта (полоса загрязнения около 2 км. в районе Аршинцевской косы).

К сожалению, предупреждения экологов и ученых о масштабных последствиях экологической катастрофы 11 ноября 2007 г. для экосистемы Керченского пролива и Черного моря, не воспринимались и не воспринимаются по-прежнему властями и официальными природоохранными службами Украины и Крыма в той мере, как того требует ситуация.

Не созданы дополнительные наблюдательные посты для контроля за ситуацией, не отрабатываются технологии отслеживания и предупреждения новых выбросов мазута, не рассматриваются технологии по использованию биосорбентов или иных средств обезвреживания мазута и нефтепродуктов как в морской акватории, так и на берегу.

Нет серьезной поддержки и интереса со стороны властей к технологии, предложенной экспертами НАН Украины и Крымской Академией Наук по применению биосорбентов. Ученые инициировали высокотехнологичный процесс борьбы с разливами нефтепродуктов, разработали, сконструировали и изготовили в г. Севастополе опытную установку по распылению сорбента на загрязненной акватории с морских судов. Но решать эту серьезную техническую и технологическую задачу должны все-таки госструктуры, обладающие необходимыми финансовыми средствами, организационными и нормативно-правовыми возможностями.

3. Мы считаем крайне необходимым в создавшейся ситуации (и возможных новых чрезвычайных ситуациях на море и на суше, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов) разработать и принять на государственном уровне план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Это большая требующая серьезного финансирования работа с привлечением ученых, специалистов, чиновников, общественности. Необходимо разработать алгоритм взаимосвязанных действий на государственном, региональном и локальном уровнях, категоризация чрезвычайных ситуаций в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов.

План должен предусматривать и включать в себя элементы прогнозирования возможных разливов нефти, количество сил и средств, взаимодействие привлеченных сил и средств и их соподчиненность (как показал недавний опыт возникает неразбериха, а руководители ведомств не могут найти общий язык и определить кто из них главней!).

Все должно быть предусмотрено: организация управления, связи и оповещения, взаимный обмен информацией между организациями и ведомствами - участниками ликвидации разлива нефти, первоочередные действия при получении сигнала о "ЧС"; обеспечение безопасности населения, организация материально-технического снабжения и финансового обеспечения и т.д.

К примеру, пятно нефтепродуктов 5 февраля площадью около 5000 м2 (0,5 га) дрейфовало с раннего утра к берегу, где в 16:00 произошел выброс мазута на протяжении 7 км! При наличии мониторинга, соответствующих технических средств, это пятно можно было бы локализовать и ликвидировать, используя вертолеты, катера, пушки с сорбентами - опытный образец уже есть. Но кто-то должен всем этим руководить!

Напрашивается решение само - должны быть созданы и поддерживаться в готовности системы обнаружения (мониторинга), связи, оповещения, оперативные хорошо оснащенные бригады ликвидаторов разлива нефти.

Нужен четкий алгоритм проведения операций по ликвидации "ЧС", разработанные и апробированные технологии ликвидации "ЧС", технологии реабилитации загрязненных территорий и организация хранения собранных нефтепродуктов и их утилизация.

4. Экологическая бщественность Украины и Крыма в связи с событиями в Керченском проливе неоднократно заявляла свои требования:

  • Указом Президента или Постановлением Кабмина Украины, подтвердить общегосударственный масштаб случившейся 11 ноября 2007 г. катастрофы в Керченском проливе и тем самым обеспечить необходимое финансирование работ по ликвидации последствий катастрофы из специальных государственных фондов.
  • Не прекращать режим чрезвычайной ситуации до тех пор, пока не будут ликвидированы все источники загрязнения окружающей среды и от нефтепродуктов не будет очищено все побережье;
  • Запретить рейдовую перевалку грузов в акватории Керченского пролива.
  • Ужесточить требования к судам при их проходе через Керченский пролив (сделать их такими же, как при проходе через Босфор).
  • Руководствуясь принципом презумпции экологической опасности любой человеческой деятельности необходимо принять законы Украины об обязательном экологическом страховании хозяйственной деятельности и прежде всего на таких напряженных коммуникационных территориях, как Керченский пролив.
  • Придать рекреационной территории побережья Черного и Азовского морей правовой статус лечебно-оздоровительной местности.

 

ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО на Заседании Координационного Совета общественных экологических организаций Крыма.

Председатель Координационного Совета, профессор В.С. Тарасенко

13 марта 2008

 

вернуться назад

 

| последние | август | июль | июнь | май | апрель | март | февраль | январь |
| 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 |

ЭКО-SOS

Личное мнение :

Личное мнение

Карадаг:

Лисью бухту - под бетон? Мечта безумцев или жажда наживы

Ялта:

Ялтинский заповедник - лакомый кусочек Крыма

Агармыш:

Лысый Агармыш в кабале!

Сиваш:

Ученые бьют тревогу: Сиваш погибает!

Планета:

Вся правда о Птичьем ГРИППЕ

Документы:

Антикоррупционная политика КРАЭМ





посетители
0 (+0)
10.09.2014
20:10
Крымская Республиканская Ассоциация "Экология и Мир" ©,
АР Крым, Симферополь, 2007


Locations of visitors to this page