НОВОСТИ
Живучая свалка
Надёжности работы городской свалки Симферополя может позавидовать производитель швейцарских часов. Это детище человеческой деятельности не может остановить ни одна контролирующая структура.
Горит, родимая!
Тропинка выходит из негустой лесопосадки, и перед глазами простирается голое поле. За ним вдалеке виднеется высокий холм, кое-где поросший бурьяном и невысокими скрючившимися деревцами. Ветер носит пакеты, перекатывает пластиковые бутылки. Как знамёна, на некоторых деревцах реют целлофановые пакеты. Умопомрачительные запахи даже зимой ощущаешь ещё на дальних подходах к свалке.
А летом вонь, подогретая солнцем, крепко въедается в одежду. Над головой кружат встревоженные чайки, рассматривая незваного пришельца... Полигон твёрдых бытовых отходов, в народе известный, как городская свалка, встречает своих гостей.
В далёком 1981 году, когда на карте Симферополя не было микрорайона Каменка, место за лесопосадкой определили под временный склад мусора - для его сбора и дальнейшего вывоза на Севастопольский мусороперерабатывающий завод. Но по экономическим причинам его практически не вывозили ещё при существовании Советского Союза - слишком дорого гнать грузовик за десятки километров ради нескольких тонн отходов. Конечно, не делают этого и "в незалежной" Украине, ибо такие мусорные манипуляции могут пробить основательную брешь в городском бюджете, ведь ежегодно на территорию коммунального предприятия "Полигон-21" ввозится около ста тысяч тонн твёрдых бытовых отходов. Несложно подсчитать при нынешней цене горючего, в какую копеечку влетят подобные мероприятия. Поэтому всё привезённое сюда накапливалось десятилетиями.
Высота свалки достигает двенадцати метров, площадь - более двадцати пяти гектаров.
И страшно представить, что происходит, когда загорается эта гора пластика, гниющих продуктов, старой одежды... Дымовая завеса, состоящая почти из половины элементов таблицы Менделеева, накрывает дачный массив, микрорайон Каменку, при хорошем ветре даже жители улиц Бородина и Бела Куна, вдыхая воздух, понимают: горит, родимая.
Что мусорщику хорошо...
Свалка - это не только язва и бич Симферополя. Для некоторых - кормилица и поилица. Неоднократно пресса и местные жители заявляли о бомжах, которые поджигают свалку с целью более лёгкого поиска металла: если весь мусор сгорит, легче обнаружить металлолом. В 2006 году по просьбам жителей здесь несли дежурство подразделения милиции и задерживали "пожарных". Сейчас охрану сняли.
Нам удалось побеседовать с парнями, промышляющими на территории свалки. Надо сказать, собирается здесь их много.
- Я не бомж, - обиделся один из них, - у меня есть дом и даже, не поверите, семья. Сюда я хожу потому, что нужны деньги.
- Сто гривен за день можно "насобирать легко", - хвастается мусорщик Костя. - Мобильные телефоны находят. Несколько месяцев назад женщина нашла кошелёк, а в нём 300 долларов, повезло - долго потом не приходила. Сейчас опять бутылки собирает, наверное, деньги закончились. Двое парней неподалёку от свалки откопали старую медную печь.
Поговаривают, что в декабре на полигон вывезли тонну просроченных шоколадных конфет, а кто-то из местных договорился со сторожами и ночью увёз всё это добро к себе.
Уверяют, что свалку не поджигают.
- Сами подумайте: ведь это горят наши деньги, мы ведь не только металл ищем - макулатуру, бутылки, даже доски. А что ж со всем этим будет после пожара? - по-хозяйски рассуждает Эльдар. - Как-то раз даже тушить помогал, но плохо для меня обернулся этот "героический поступок": приехали "менты" с пожарными, накостыляли. А вообще милиция Киевского райотдела наведывается сюда часто, избивают без вопросов, не смотрят: бомж ты или с отметкой в паспорте о прописке.
Выпады в сторону правоохранителей заместитель начальника участковых инспекторов милиции Киевского района города Александр Радченко назвал необоснованными.
- Это наговоры на сотрудников милиции. Действительно, рейды там проводятся. Когда проходят операции по выявлению бомжей, мы их доставляем в дежурную часть или в опорный пункт. Если они без прописки, то направляем в приёмник-распределитель для бродяг. Но никто их не избивает. Зачем избивать людей, тем более бомжей? Они и так обижены судьбой.
Гладко было на бумаге
Свалку пытались закрыть неоднократно. Так, в 2005 году после обследования полигона Симферопольской СЭС был выявлен целый "букет" нарушений санитарных правил: "...отсутствует очистка фильтрата, не осуществляются сбор и отвод поверхностного стока, нерегулярная изоляция отходов грунтом...". Тогдашний главный санитарный врач Крыма Мария Кровякова вынесла решение: "Временно запретить функционирование "Полигона-21".
Но свалка продолжала работать. Объяснение тому простое: "альтернативы существующему нет...", как значится в ответе управления городского хозяйства Симферопольского горсовета.
- Сегодня нет воспламенений тела свалки, - утверждает нынешний главный санврач Симферополя Олег Гончаренко. - За прошлое лето не было ни одной жалобы от жителей Каменки. Я не хочу петь дифирамбы горисполкому - полигон не лезет ни в какие рамки, но на сей день с помощью горисполкома завозится достаточное количество грунта, в летнее время там дежурит машина МЧС. Положительных сдвигов много, но свалка - не полигон. Её нужно потихоньку ликвидировать.
Сейчас эксплуатация полигона приостановлена решением Рескомприроды. Тоже только на бумаге.
- За то, что полигон продолжает работать, мы накладываем штрафные санкции, - рассказывает начальник отдела экологического контроля за обращением с отходами Рескомприроды Наталья Томчишина. - Мусор некуда вывозить. Предлагали вывозить отходы в Севастополь, но городские власти категорически отказались принимать: "Свои не знаем куда девать".
Как рассказала Томчишина, в теле свалки в результате биотермических процессов, процессов гниения образуется газ метан. Из-за того, что на симферопольском полигоне нет газоотводов, он периодически воспламеняется.
Поэтому в случае пожара полигон нельзя тушить обычными средствами - водой или пеной, это лишь на время прибьёт пламя, но через несколько дней ситуация ещё более усугубится. Тушат огонь, засыпая грунтом - изолирующим слоем.
- Кроме того, нет противофильтрационных экранов, - рассказала Наталья Томчишина. - Это создаёт угрозу загрязнения подземных вод. В жидкости, которая выделяется из отходов и которая может попасть в воду, содержатся и тяжёлые металлы, и опасные химические соединения. Пробы грунтовых вод и почвы в районе свалки показали повышенное содержание токсичных элементов.
Всего в Крыму насчитывается около тридцати больших полигонов ТБО. Из них нормам СЭС и природоохранному законодательству соответствует два. Существуют ещё около трёхсот сельских свалок, которые в лучшем случае согласованы с сельсоветом. О необходимости строить мусороперерабатывающие заводы говорили много: правительство, межведомственные комиссии, контролирующие комитеты. Да только воз и нынче там.
Между тем успешный европейский опыт борьбы с мусором насчитывает почти полтора века. Первая печь для сжигания отходов была построена в Англии в 1874 году. Уже к 1914-му их количество возросло до двухсот, причём шестьдесят пять из них использовались для получения энергии от установленных там же парогенераторов.
Когда Симферополь сможет похвастаться таким "достижением прогресса", сказать сложно...
Кстати. В течение жизни человек делает 600 миллионов вдохов, пропуская через лёгкие в среднем до 600 тысяч кубометров воздуха. Даже малые концентрации вредных веществ при таком объёме воздуха существенно подтачивают здоровье.
Эскендер ЭМИНОВ, "Крымская правда" №15(24358) за 26 января 2008 г.
вернуться назад
|