НОВОСТИ
Уроки экологической катастрофы в керченском проливе
Драматическая ситуация в связи с гибелью людей и судов в результате шторма 11 ноября 2007 года в Керченском проливе, а также беспрецедентные по своим масштабам негативные экологические последствия для всего Азово-Черноморского бассейна заставляют задуматься о причинах и уроках случившегося, а также сделать необходимые выводы на будущее.
1. Крымские Зеленые, экологи, ученые, как и наши российские коллеги в Краснодарском крае, неоднократно заявляли о недопустимости перевалки грузов в Керченском проливе по примитивной (мы назвали ее пиратской) технологии непосредственно на рейде с борта на борт с морских кораблей на речные и обратно. В проливе возник так называемый "плавучий" нефтехимический порт, где идет массовая перегрузка нефтепродуктов, серы, минеральных удобрений, строительных и иных материалов как российской (Таманский комплекс), так и украинской стороной (Керченский порт).
В итоге, даже в так называемых штатных ситуациях происходит интенсивное нефтехимическое загрязнение пролива, а также Черноморского и Азовского предпроливья в связи с неизбежными потерями при примитивных способах перевалки грузов.
Об этом свидетельствуют снимки из космоса (1, 2) и наблюдения экологов, неоднократно заявлявших о необходимости прекращения пиратских методов перевалки грузов и создании в портах современных цивилизованных перегрузочных комплексов и причалов. Все призывы к благоразумию остались без должного внимания. В проливе под разгрузкой постоянно находится до сотни и более судов. Мелководный пролив характеризуется суровым нравом, особенно в осеннее-зимний период с его ураганными ветрами и коварной высокой волной. Поэтому случившаяся катастрофа была предсказуема и неизбежна.
В совместном заявлении авторитетных российских и украинских неправительственных экологических организаций (НПО) от 26.11.07 г. отмечается: "Экологическая безопасность двух морей и всего побережья в районе Керченского пролива была проигнорирована в угоду экономической выгоде. Интересы частных компаний, заинтересованных в (рейдовой) перевалке опасных грузов, для госчиновников России и Украины оказались важнее вопросов экологической безопасности".
2. Порты России и Украины в Керченском проливе не имеют эффективных технических средств и технологий для выявления, отслеживания и ликвидации аварийных разливов нефти, химических и иных материалов, попавших в море из трюмов. Используемые суда класса "река-море" не выдерживают сильных морских штормов. Материальная часть многих судов изношена и они не пригодны для эксплуатации в сложных штормовых условиях.
3. Авария судов с разливом нескольких тысяч тонн мазута и иных нефтепродуктов, а также около 6 тыс. тонн серы, вымытой из трюмов, нанесла огромный ущерб экосистеме Азаово-Черноморского бассейна. Размеры этого ущерба будут более точно оценены весной-летом будущего года, когда обозначится зона распространения нефтепродуктов и серы подводными течениями вдоль берегов Кавказа и Крыма. По сегодняшним оценкам специалистов как минимум на 7-10 лет можно будет забыть о промышленном лове Черноморской кильки и хамсы у берегов Крыма. Нанесен огромный ущерб рекреационной ценности берегов Керченского пролива.
4. Сегодняшние резкие эмоциональные высказывания ученых, экологов, общественности в адрес российских и украинских чиновников вполне обоснованы на фоне драматической картины массовой гибели птиц, рыб, дельфинов, планктона, всех составных частей уникальной экосистемы Азово-Черноморского бассейна, а также загрязнения мазутом десятков километров пляжей.
5. Власти своей близорукой политикой попустительства и вседозволенности для акул нефтехимического бизнеса способствовали антропогенной катастрофе в Азово-Черноморском районе. И в то же время власти показали свою беспомощность в организации ликвидации последствий катастрофы: в портах отсутствуют современные технические средства по сбору разлившегося мазута и нефти, местные и центральные органы власти не имеют надежных современных технических средств по мониторингу и контролю за складывающейся экологической ситуацией. Ставка на традиционного "человека с лопатой" и извечное славянское "авось" - явный анахронизм. Время, важность и сложность проблемы диктуют другие подходы и технологии:
- широкое общественное участие, в т.ч. международное, в оценке причин катастрофы и ее последствий;
- использование дистанционных (космических) методов экологического мониторинга состояния природной среды, особенно на напряженных морских коммуникациях;
- применение современных технологий ликвидации последствий катастрофы, в первую очередь загрязнения морских и прибрежных акваторий нефтепродуктами, с использованием высокоэффективных биосорбентов.
Крымские Зеленые и экологи всецело поддерживают требования Международного социально-экологического союза (Россия) и других общественных экологических организаций РФ и Украины от 26.11.2007 г.
Среди них:
- не прекращать режим чрезвычайной ситуации до тех пор, пока не будут ликвидированы все источники загрязнения окружающей среды и от нефтепродуктов не будет очищено все побережье;
- предпринять весь комплекс мер по спасению находящихся под угрозой гибели птиц, наладить эффективное сотрудничество в этой сфере с общественными организациями;
- запретить рейдовую перевалку грузов в акватории Керченского пролива;
- ужесточить требования к судам при их проходе через Керченский пролив (на примере требований при проходе через Босфор);
- отказаться от строительства новых терминалов для перевалки нефти, нефтепродуктов, химических грузов;
- руководствуясь принципом презумпции экологической опасности любой антропогенной деятельности, необходимо принять законы РФ и Украины об обязательном экологическом страховании хозяйственной деятельности;
- придать рекреационной территории Черного и Азовского морей правовой статус лечебно-оздоровительной местности.
Председатель Крымской Республиканской Ассоциации "Экология и Мир", Президент Крымской Академии Наук, профессор В. С. Тарасенко
03 ноября 2007
вернуться назад
|
|