НОВОСТИ
Ай-Петри: Убрать нельзя оставить
Знаки препинания в предложении, вынесенном в заголовок, предстояло расставить участникам рабочего совещания, прошедшего в Верховном Совете Крыма. Вопрос был один: "О ситуации, сложившейся в результате отрицательного антропогенного воздействия на Ай-Петринскую яйлу". На совещании присутствовали председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко, председатель Совета министров Крыма Виктор Плакида, члены президиума Верховного Совета, министры и председатели республиканских комитетов, руководители государственных и республиканских органов власти, представители органов местного самоуправления, учёные.
Ситуация на Ай-Петри в самом деле сложилась катастрофическая, яйла из гордости Крыма превратилась в его позор, настолько ужасающим оказалось это самое антропогенное воздействие. "Крымская правда" не раз писала об этом. На совещании показали фильм, снятый накануне, то есть зимой.
И то картина впечатляет, а уж если вспомнить, что на Ай-Петри бывает летом, содрогнётся даже не самый сентиментальный любитель флоры и фауны.
Ситуацию довольно подробно обрисовал председатель постоянной комиссии Верховного Совета по аграрным и земельным вопросам, экологии и рациональному природопользованию Олег Русецкий. Он, в частности, сказал, что ещё с начала девяностых годов началась там несанкционированная торговля, потом она только набирала обороты.
Одной из фирм на десять лет была отдана в аренду площадка для обслуживания станции канатной дороги, позже был заключён договор с другой фирмой для организации на плато развлекательного культурного центра. К тому времени там уже находились "строения", которые принадлежали другим владельцам. Таким образом, на площади более четырёх гектаров располагаются строения двух фирм и целого ряда физических лиц, которые арендуют землю на законном основании, и сотни неопределённых лиц, которые ведут незаконную деятельность. Это они организуют экскурсии на лошадях, фотографируют туристов с разными дикими животными, катают их на верблюдах, кормят сомнительными продуктами и поят фальсифицированным вином. Разумеется, никто им разрешения на всё это не давал. А в последние два года были выстроены так называемые фундаменты в количестве семи штук непосредственно на территории заповедника.
Нельзя сказать, что власти не обращали внимания на ситуацию на Ай-Петри. По поручению председателя Совмина была создана рабочая группа, были совещания, был подготовлен вопрос, но при его рассмотрении, по словам Олега Русецкого, "попросили перенести сроки принятия постановления. Необходимо разработать и утвердить генплан застройки, провести ряд других мероприятий".
Сейчас посёлок Охотничье объединяет четыре участка, соединённых дорогой. К границам его вплотную подходит Ялтинский заповедник. Жилья нет. Есть службы, которые уже не используются прежними владельцами, есть участки, переданные в аренду, есть строения - законные и незаконные.
Тут ещё вот какая коллизия. Фирма "Шарм", получившая землю в аренду на законных основаниях, пыталась привлечь к сотрудничеству тех самых двадцать шесть физических лиц, у которых тоже есть разрешения на деятельность, чтобы совместно благоустраивать территорию. Но те не хотят организовываться в "юридическое лицо", а хотят иметь в индивидуальном пользовании двадцать шесть участков. Смогут ли они навести порядок, если им отдадут эти участки? Отвечают, что процессом не управляют, порядок навести не смогут, это дело властей. Тут, конечно, депортированные выступают главными. Сами они могут только загадить всё, что на их пути встречается, а убирать - "процессом не управляют", пусть это делают власти.
Не исполняются решения судов о сносе незаконных строений на территории заповедников. У Ливадийского поссовета, к которому территориально относится Охотничье, нет средств, чтобы снести их. Когда судисполнители пытаются выполнять решения о сносе самостроев, под технику ложатся нарушители закона и грозят самосожжением, если посягнут на то, что они уже построили.
По словам председателя комиссии, есть два диаметрально противоположных подхода к решению проблемы: запретить любую деятельность на яйле, придав всей территории статус заповедника, либо узаконить эту деятельность, приведя в порядок то, что там уже создано.
На первом варианте решительно настаивал заместитель председателя Верховного Совета Крыма Михаил Бахарев. Он сказал, что нет никаких оснований для того, чтобы узаконить безобразия. Вместо того, чтобы соблюдать существующие законы, хотят изобрести новые, поощряющие нарушения. Ливадийский поссовет совершает преступление, когда даёт разрешения на аренду земли, на деятельность в заповеднике. Что делать? По словам Михаила Бахарева, необходимо ликвидировать все эти самозахваты и само село, сделать так, чтобы поссовет не мог там зарабатывать деньги. Поставить шлагбаумы на въездах на яйлу, ликвидировать канатную дорогу и только лет через тридцать разрешить туда въезд.
Выразителем более либеральной идеи выступил первый заместитель председателя Совета министров автономии Евгений Михайлов, который высказался в том духе, что надо узаконить незаконный бизнес, придать ему цивилизованные формы, люди уже потратили средства на создание центра туризма, необходимо не запрещать, а поспособствовать развитию ещё одного привлекательного для туристов объекта.
По мнению председателя Верховного Совета Анатолия Гриценко, "жирную точку в этом вопросе должен поставить президент". Все власти без исключения имеют отношение к тому, что творится на Ай-Петри. Сейчас необходимо исправлять ошибки предшественников. Анатолий Гриценко предлагает отменить решение Верховного Совета о населённом пункте Охотничье и те решения, в которых говорилось о коммерческом использовании плато. В то время, когда крымские власти пытаются навести порядок, Ливадийский поселковый Совет даёт разрешение на отвод земельного участка ещё одной фирме, а соответствующие службы оперативно, в течение десяти дней, всё согласовывают и дают разрешения. Необходимо в законном порядке опротестовать решения, провести проверку законности разрешений.
Анатолий Гриценко предложил подготовить документы для указа президента о внесении изменений в границы заповедника. Если такой указ будет подписан, он и станет той самой "жирной точкой" в споре. Потому что существуют нормативные документы об использовании заповедников.
Если же вся территория яйлы не станет заповедником, будет объявлен конкурс на инвестиционный проект, и на открытых торгах с участием общественности и экологов определят победителя. Тогда и будет принято решение, которое покончит с беспределом на плато.
Значит, пока знак препинания в предложении ставить рано? Но хотя бы появилась надежда, что это не будет многоточие.
29.01.2007
Наталья АСТАХОВА, "Крысмкая правда" (фото Олега Терещенко)
вернуться назад
|
|