|
Издается Крымской Республиканской Ассоциацией «Экология и мир»
ЭКОМИР
|
Информационный бюллетень |
специальный выпуск №3(6) апрель 2000 года |
Зелёные насаждения Симферополя.
Быть или не быть?
Ситуация в городе Симферополе
Город расположен в глубокой межгорной долине с перепадами высот до 50 м и более . На протяжении 200 лет продолжалась стихийная застройка , которая создала массу проблем . Жилые массивы чередуются с промышленными зонами , автомобильные трассы, соединяющие жилые массивы и промышленные зоны, пролегают зачастую по узким неприспособленным улицам . Увеличивающееся число автомобильного транспорта усиливает загазованность улиц города . Часто наблюдаются высокие концентрации ( выше предельно допустимых концентраций) пыли , оксидов углерода, азота и серы . Географическое расположение города препятствует проветриванию , при высокой загазованности и нехватке зеленых насаждений, выполняющих функцию регенерации и очистки , возникает серьезная нехватка чистого воздуха. В такой ситуации необходимо создавать преграду для распространения выхлопных газов : увеличить площадь зеленых зон , расширять и создавать новые парки и скверы , высаживать кустарники и деревья вдоль улиц . В действительности же площади зелёных насаждений постоянно сокращаются . Плановое строительство во многих случаях осуществляется за счёт сокращения площадей зеленых насаждений .
Лишь при недавней реконструкции Вокзала и привокзальной площади уничтожено 247 деревьев и кустарников: огромный розарий превращен в автостоянку. Значительная часть сквера им . Дыбенко застроена сооружениями кафе " Ева" и также забетонирована под автостоянку . В парке им . Гагарина за счёт зелёных площадей существует автостоянка, сооружается бизнес - центр и жилой дом , размещено кафе , зелёный участок передан в аренду под автодром . По ул. Павленко при строительстве фирмой "Консоль " жилого дома уничтожена зелёная зона . И последнее решение, теперь уже республиканских властей , - уничтожить сквер Победы с более 200 деревьями ...
Позиция властей
На охрану и восстановление зелёных насаждении их городского бюджета практически не выделяется средств . В то же время , за использование земельных участков для строительства в зеленых зонах кафе , АЗС и других объектов берется арендная плата за пользование землей. Однако , эти деньги не используются для развития и восстановления зеленых насаждений. Кроме того , совершенно не учитывается тот факт, что ущерб , нанесенный здоровью и благополучию людей при уничтожении зеленых насаждений, не сравним с доходами от аренды.
Председатель Постоянной комиссии по экологии и чрезвычайным ситуациям ВР АРК В.Ф. Попов на наш запрос сообщил (письмо от 28.02.2000), что "застройка города Симферополя осуществляется согласно генеральному плану , разработанному институтом " КрымНИИпроект "... Размещение объектов ... соответствуют функционально -планировочной структуре города ...". Другими словами, Генпланом предусмотрено уничтожение зелёных насаждений и превращение нашего города в каменный лабиринт.
Министр архитектуры и строительной политики АРК В. Г. Кравченко на встрече " за круглым столом" 15.03.2000 высказался более определённо : "зелёные насаждения в городе в условиях всё возрастающей загазованности не выполняют своей основной функции , поэтому нет смысла говорить об их сохранении ". На наше письмо , адресованное Председателю постоянной комиссии ВС АРК по законодательству , законности, правопорядку и военным вопросам Иванову А . Я., получен ответ : " Восстановление собора св . Александра Невского не предусматривает уничтожения сквера , сквер в своём первоначальном виде будет продолжать функционировать... специалисты признали , что высадка (надо понимать " вырубка ") части деревьев с целью восстановления собора не ухудшит экологической ситуации, поскольку в пределах данного сквера деревья выполняют только эстетическую и воспитательную функции ...". Иными словами, позиция такова: загазованность возрастает, зеленые насаждения все равно не помогают (так как их мало), поэтому и сохранять их не надо.
Автостоянка и бизнес - центр в парке им. Гагарина
Какова позиция контролирующих органов?
В указанном письме В.Ф. Попова отмечено, что “Решения горисполкома по вопросу размещения объектов в обязательном порядке согласовываются с органами, ответственными за контроль и управление в области окружающей природной среды и другими…” Так что любая плановая (разрешённая горисполкомом) застройка на месте зелёных насаждений не может быть незамеченной соответствующими органами.
Начальник Центрально-крымской региональной экологической инспекции А.Л. Ларин на той же встрече “за круглым столом” признал: “При согласовании решений горисполкома на строительство объектов в городе, предполагающих снос зелёных насаждений, я не имею оснований отказать, как ни жаль уничтожаемой зелени”.
Таким образом, сокращение площадей зелёных насаждений ведётся планомерно и последовательно.
Генеральный план города
Генеральный план развития города Симферополя разработан институтом “КрымНИИпроект”, одобрен решением Симферопольского горисполкома №718 от 24 мая 1996 г. и утверждён решением 5-й сессии городского Совета XXII созыва № 49 от 19 октября 1996г. Он является основным документом, регламентирующим плановое, а также внеплановое строительство и все возможные работы в черте города.
Генплан содержит ряд недостатков, как в отношении развития города, так и охраны окружающей среды. Прежде всего, он не имеет чёткой концепции развития города. Не определены приоритеты развития: будет ли город селитебной (жилой) зоной или промышленной агломерацией. Соответственно нет и общей стратегии. Необходимо предусмотреть либо постепенное вынесение промышленных предприятий за черту города, за пределы третьей гряды в равнинную часть, либо постепенно переводить население в города-спутники, а город превращать в промышленно-административный центр. Острая проблема в городе в настоящий период – это стихийная застройка целых кварталов и микрорайонов на периферии. В основном, на её решение и направлена основная идея генплана. Отсюда – появление магистралей, связывающих противоположные окраины по узким, неприспособленным улицам. Проспект им. Кирова превращён в автотрассу, через город запланирована автомагистраль в субмеридиональном направлении. Все это создает и будет создавать дополнительную загазованность. Новые микрорайоны требуют расширения коммуникационных сетей, прокладка которых зачастую осуществляется с уничтожением зелёных насаждений и без компенсационных посадок. Генпланом не предусматривается развитие системы зеленых насаждений в городе, мест для общения жителей с природой
Наша позиция
1. Сокращение зелёных насаждений в городе Симферополе имеет крайне отрицательные влияние на здоровье жителей. Необходимо, чтобы власти города кардинально изменили отношение к этой проблеме, прекратить сокращение зеленых площадей, начать работу по восстановлению уничтоженных скверов, частей парков, создавать новые скверы и парки.
2. Следует откорректировать или пересмотреть Генеральный план развития города, вынести на одно из первых мест решение экологической проблемы связанной с уничтожения зеленых зон города, которая ведет к риску для здоровья жителей. При отсутствии исполнителей в АРК следует передать заказ за пределы Крыма.
3. Необходимо разработать и принять закон об охране зелёных насаждений в городах АРК и положение об охране и восстановлении зелёных насаждений в городе Симферополе.
4. Для успешного сохранения и восстановления зелёных насаждений целесообразно определить размер компенсационной стоимости и компенсационного озеленения в пятикратном размере стоимости или площади преднамеренно уничтоженных зелёных насаждений. Компенсационное озеленение при этом выполнять в том же микрорайоне города.
5. Считаем нецелесообразным уничтожение сквера Победы с целью восстановления собора Александра Невского, так как в случае строительства собора будет уничтожено три четверти зелёных насаждений сквера.
|
|