Выдержки из мониторинговых отчетов по проблеме
"Соблюдения конституционных прав жителей
и территориальных общин региона во время реализации
проекта строительства Крымского морского
транспортно-промышленного комплекса "Донузлав"
(октябрь 2005 - февраль 2006 года).
Дискуссия вокруг целесообразности - экономической и экологической - строительства Крымского морского транспортно-промышленного комплекса (КМТПК) на озере Донузлав длится в Крыму уже два года. Причем публичной она стала именно благодаря последовательной позиции общественных экологических организаций и ученых автономии, а также ведущих СМИ, которые отслеживают развитие событий и решения органов власти относительно реализации проекта.
В январе 2004 года Центр привлечения инвестиций, созданный правительством автономии, представил на обсуждение общественности и местных советов Евпаторийского региона проект Крымского портово-промышленного комплекса "Донузлав". Этот проект был разработан на заказ Министерства транспорта Украины и предприятия "Ферротранс" (дочерняя структура Полтавского горно-обогатительного комбината). Он предусматривал собой строительство порта для перевалки сыпучих грузов, среди которых - железорудные концентраты, которые упоминавшийся ГОК вырабатывает и экспортирует, и кокса. Проектом также предполагалось строительство на побережье озера терминала по приему и переработке сырой нефти и нефтепровода длиной близко 100 километров.
Общественный экспертный совет, образованный Крымской академией наук, Ассоциацией "Экология и мир", Крымским отделением Украинского географического общества, Крымской организацией национального Союза архитекторов Украины, Ассоциацией поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма и регионального экомониторингового комитета, провела предварительную экспертизу проекта. По мнению ученых, такой портовый комплекс будет осуществлять значительное влияние на все компоненты естественной окружающей среды. "Присущие этому региону направления ветров и течений и плоский равнинный рельеф создают угрозу загрязнения всей акватории Каламитского залива. Города Евпатория и Саки, а тем более ландшафты и биоценозы, биологические коридоры и лечебные пляжи курортополиса Большая Евпатория находятся в непосредственной близости от места строительства объекта. Поэтому будущий ППК "Донузлав" может стать одной из "горячих экологических точек" западного побережья Крымского полуострова и создать массу проблем для международного детского курорта".
Поэтому, настаивают члены Общественного экспертного совета, прежде чем одобрять решение относительно этого проекта, " необходимо провести тщательную государственную и общественную экспертизы, результаты которых опубликовать в СМИ и провести общественные слушания и (или) референдум, поскольку реализация проекта с учетом угроз развития всего крымского региона невозможна без принятия осознанного выбора всеми жителями Крыма" (текст цитированного Экспертного заключення можно найти на официальном сайте Ассоциации "Экология и мир" - ekomir.crimea.ua). Представители экологических организаций и Партии зеленых Украины настояли на участии в совещании в министерстве экономики автономии относительно строительства комплекса. В результате обсуждения представители правительства согласились с требованиями общественности, что и было зафиксировано в протоколе совещания: "Считать необходимым к началу строительства ТПК "Донузлав": организовать публичное обсуждение проекта в СМИ; разработать эколого-экономическое обоснование необходимости реализации проекта; предусмотреть необходимые ресурсы для ликвидации последствий возможных отрицательных ситуаций, связанных с реализацией проекта".
Однако эти протокольные поручения не были выполнены, а правительство автономии (по распоряжению президента Л.Кучмы) поддержало другой проект строительства - предложенный фирмой Atlantic Caspian Resources (ACR), которая только что стала совладелицей печальноизвестной компании Eural Trans Gas. Постановление ВР автономии, которым предоставлялось согласие на выделение этой структуре шести тысяч гектаров земли по оба берега Донузлаву, принималось без обсуждения и стало известной в конце года лишь благодаря публикациям в независимых СМИ.
В распоряжение журналистов попали документы, которые подавались Atlantic Caspian Resources для согласования с министерствами и ведомствами автономии. К тому времени - в разгар президентских выборов - представители Atlantic Caspian Resources старались ускорить оформление документов на землеотводы.
Концепция и разработчик проекта - те же, что были представлены и Atlantic Caspian Resources. А, выходит, вызвали волну протестов общественности и экологических организаций - многочисленные заявления в печати, обращения к руководству автономии и Украины с требованиями проведения тщательных экспертиз и учетом мнения местных жителей. В Евпатории по инициативе ассоциации "Экология и мир" и местных депутатов были организованы общественные слушания с участием представителей местных громад и органов власти. Указом президента "О мероприятиях по созданию Крымского морского транспортно-промышленного комплекса "Донузлав" (24 августа 2005 г.) предусмотрено, что Кабинет министров с учетом предложений Верховной Рады и Совета министров АРК в двухмесячный срок должен был обработать и утвердить соответствующую концепцию и план мероприятий. Кроме того, Указ ставил задачу "предусмотреть проведение предварительной экологической экспертизы соответствующих проектов с целью недопущения причинения вреда окружающей среде в районе озера Донузлав во время строительства этого комплекса" и обязывал правительство при разработке концепции " предусмотреть решение относительно предоставления комплексу "Донузлав" соответствующего земельного участка с учетом интересов местных территориальных общин" (здесь и дальше выделен авт.).
Однако в указанный срок и после него никаких сообщений относительно принятия Кабмином соответствующих решений не было. Ни в центральном бюджете на следующий год, ни в республиканском никакие расходы, связанные с проектированием и строительством КМТПК "Донузлав", не предусмотрены. Предложения относительно возмещения местным общинам изъятия больших участков земель к органам местного самоуправления не поступали.
Сотрудничество НПО с органами власти
Чем выше уровень власти - тем более слабое сотрудничество власти с неправительственными организациями. Эта тенденция в взаимоотношениях НПО и представителями местных общин относительно решения проблем вокруг строительства КМТГК, которая сложилась к президентским выборам в Украине, ныне еще и ухудшилась. На местном уровне - поселковых советов Мирного, Новоозерного и Заозерного, а также евпаторийского городского совета - неправительственные организации имеют возможность не только сотрудничать на совещательных основах, а и оказывать непосредственное влияние на принятие решений, поскольку их представители являются депутатами этих советов. Кроме того, относительно строительства портового комплекса значительная часть депутатского корпуса местных советов региона занимает ту же позицию, что и экологические организации - настаивает на развитии региона как курортно-рекреационного, а не промышленного назначения, требует проведения достоверных экспертиз проекта. Часть депутатов и руководителей советов допускает строительство порта, но без нафтотерминала и при условии применения экологически безопасных технологий.
Совсем другая ситуация сложилась на республиканском уровне. Вопреки тому, что работа над проектом, как свидетельствуют официальные сообщения, в Кабинете Министров и Совете Министров Крыма продолжается, а президент В. Ющенко при каждой возможности приглашает иностранных инвесторов принять участие в его реализации, на правительственные совещания и коллегии министерств автономии членов Общественного экспертного совета и представителей независимых СМИ в последние месяцы не приглашают. Общественность получает лишь официальные сообщения пресс-службы Правительства.
Прямые обращения общественности региона по поводу экологических угроз к правительству автономии получают отсроченные ответы. Осенью и зимой в населенных пунктах побережья прошли акции протеста против промышленной добычи Евпатьорийским портом песка в Донузлаве, что способствует исчезновению пляжей. После обращения общественности и депутатов Евпатории по распоряжению председателя СМ А.Бурдюгова была образована комиссия по изучению проблемы сохранения лечебных пляжей Сакско-Евпаторийского побережья, которая, в свою очередь, утвердила решение создать рабочую группу из научных работников, которая может обобщить все научные материалы по этому поводу, разработать проект государственной программы и наработать предложения по решению проблемы., причем "с учетом концепции строительства транспортного порта на озере Донузлав". Отсутствие постоянного диалога для решения проблемы между органами республиканской власти вызвано и такими причинами:
- центр принятия решений после соответствующего указа президента окончательно переместился из Симферополя в Киев;
- влияние крымских экологических и других общественных организаций явным образом недостаточно, помимо всего прочего, и из-за отсутствия поддержки в парламенте автономии, а, получается, отсутствуют рычаги для контроля за подготовкой, принятием и выполнением правительственных решений;
- в Крыму фактически не существует политически незаангажированных СМИ, которые бы освещали данную проблему с соблюдением профессиональных стандартов;
- исторически сложилось, что общественный сектор в крымской автономии достаточно политизирован, а потому начало избирательной кампании чувствительно сказалось на деятельности общественных организаций.
В январе 2006 г. Евпаторийский городской совет одобряет заявление с требованием приостановить реализацию проекта до проведения предварительной экологической экспертизы. Перечень последних событий вокруг будущего строительства порта комментирует городской голова Евпатории Андрей Даниленко. "Никаких проектов на рассмотрение территориальных общин не предоставлялось. Собиралось несколько рабочих групп на уровне крымского правительства, где были презентации и обсуждения концепций проектов. Но мнения территориальных общин не спрашивали.
Обеспокоенные таким недостаточно открытым ходом событий депутаты Евпаторийского городского совета месяц назад обратились с требованием вообще приостановить реализацию проекта до проведения серьезной экологической экспертизы. Никакого ответа мы не получили. Но ждать, что нам скажут сверху не будем. Украина подписала Орхусскую конвенцию, которая предполагает участие громад в принятии решений, связанных с изменением экологического состояния. Эта же норма заложена в Уставе территориальной общины".
Таким образом в Евпатории может быть создан прецедент применения на практике в Украине норм Орхусской конвенции ООН. Евпатория первой в Украине внесла в Устав территориальной общины положения, закрепленные Орхусской конвенцией. Опираясь на международные обязательства Украины, власть Евпатории намеревается отстаивать свои интересы в этой ситуации. А именно: решения центральной власти по реализации проекта, который может отрицательно повлиять на состояние окружающей среды, не может утверждаться без участия местных общин. Первый шаг в этом направлении уже сделан. По словам А.Даниленко, Евпаторийский горсовет уже заключил соглашение с Крымской академией наук на проведение экологической экспертизы концепции строительства портового комплекса, презентованной СМ автономии."
Сегодня уже можно констатировать, что задачи, которые были поставлены правительству Указом президента Украины "О создании Крымского морского транспортно-промышленного комплекса "Донузлав", и которые могли бы снять напряжение в регионе не выполнены. Кабинет министров не утвердил концепцию и план мероприятий, что дало бы ответ на вопрос, какой же именно портовый комплекс планируется строить. Самый главный - включено ли в концепцию проекта строительство нефтетерминала и нефтепровода, планируется ли транспортирование продукции химической промышленности и каким способом, и т.п.. Не осуществляется никаких практических шагов по организации проведения предусмотренной Указом предварительной экологической экспертизы проекта "с целью недопущения причинения вреда окружающей среде в районе озера Донузлав во время строительства этого комплекса".
Указ также обязывал правительство при разработке концепции "предусмотреть решение относительно предоставления комплексу "Донузлав" соответствующего земельного участка с учетом интересов местных территориальных общин". По информации Республиканского комитета земельных ресурсов и кадастра во всяком случае никакие работы по подготовке документов для отвода земли под строительство порта не ведутся.
Ни одного нормативно-правового документа центральной и республиканской власти с момента подписания президентского указа по данной проблематике не принималось. Как удалось выяснить, на сегодня основным ведомством, которое занимается проектом КМТПК "Донузлав" является Министерство транспорта и связи Украины и соответствующее министерство крымского правительства. Как сообщил вице-премьер автономии Азиз Абдуллаев, работы по наработке концепции проекта строительства до сих пор не закончены. Продолжается наработка предложений отраслевых министерств и ведомств, которые будут обобщены и отработаны Министерством транспорта Украины. И лишь потому итоговый документ будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров, который должен будет сформировать для работы над проектом государственную комиссию.
На вопрос, которые сегодня волнуют общественность и местные органы власти, в частности какой будет структура грузов, которые будут перерабатываться в порту, по словам вице-премьера, ответа пока еще нет: "Это будет зависеть от того, какие операторы морских перевозок заинтересуются проектом и станут его инвесторами. Если наберется достаточно сухих грузов, то зачем будет заниматься другими".
Итак, тактика действий членов правительства по продвижению этого проекта избрана без учета интересов местных жителей и территориальных общин. Как уже отмечалось в предыдущих мониторинговых отчетах, президент Украины В.Ющенко уже пригласил к участию в строительстве порта на Донузлаве страны - участницы СНГ, Содружества демократического выбора, соответствующие предложения делались и во время рабочих визитов в Турцию и Францию. Переговоры по данной теме также проводили главы СМ автономии Анатолий Матвиенко (во время поездки в Польшу) и Анатолий Бурдюгов (во время визита в Австрию), премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис после переговоров с А.Бурдюговым посетил Евпаторию и побывал на месте будущего порта и изъявил заинтересованность в строительстве порта с нефтетерминалом. Как сообщил Азиз Абдуллаев, сейчас продолжается сбор предложений от операторов морских перевозок и делать какие-то выводы пока рановато. Вместе с тем крымское правительство тщательно занимается обработкой меньшего проекта - переносана озеро Донузлав Евпаторийского морского порта, который находится почти в центре города-курорта.
Премьер-министр Украины Юрий Ехануров, который в начале февраля посетил автономию с рабочей поездкой, сообщил в эфире ГТРК "Крым", что к нему обратились как сторонники, так и противники идеи строительства порта на Донузлаве. Отвечая на вопрос журналистов про отрицательное отношение евпаторийцев и экологической общественности к действиям центра, Ю.Ехануров уверил, что без согласия общины ничего строиться не будет. При этом премьер указал, что строительство современного глубоководного порта на черноморском побережье необходимо и оно будет осуществлено. Если не на Донузлаве - то в другом месте, где будут зарабатываться значительные средства. "Здесь как в поговорке: хорошенькие налево, умные направо. Хотите, чтобы здесь у вас был курорт - будет курорт. Но потом не спрашивайте, почему вы такие бедные" - заявил Ехануров.
Таким образом, можно прогнозировать, что до конца избирательной кампании и утверждения нового состава правительств Украины и Крыму заметных сдвигов как в реализации указа президента о строительстве КМТПК "Донузлав", так и в решении проблем, которые она причиняет, не состоится.
Между тем следует отметить, что непрозрачные действия центральной власти, отсутствие постоянного диалога с общественностью содействовали росту антиукраинских настроений в регионе, что было использовано пророссийскими политическими силами в избирательной кампании. Очевидным есть также и то обстоятельство, что отсутствие конкретной информации о намерениях власти и оттягивание проведения предварительной экологической экспертизы отрицательно сказываются на инвестиционной привлекательности всего западного побережья Крыма и Евпаторийского курорта в частности. Ведь вероятность промышленной переориентации региона усиливает риски для инвесторов, а то и совсем отбивает у них любопытство к пока еще практически нетронутому в экологическом смысле побережью.
20.03.2006
|
|