К А Н
Крымская Академия Наук

<<

КАН

Перспективы

Деятельность КАН

Устойчивое развитие

Экспертизы

Новости Scitec

 

Крымская Академия Наук
Крымская Республиканская Ассоциация "Экология и Мир"
Крымская организация национального союза архитекторов Украины
Крымское отделение Украинского географического общества
Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма
Крымский региональный экомониторинговый комитет

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОРТОВО-ПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА "ДОНУЗЛАВ"

Крым, Симферополь, 2004

    Содержание
  1. Состав общественного экспертного Совета
  2. Краткая справка о проекте
  3. Краткая справка о территории планируемого строительства
  4. Эколого-экономическая экспертиза проекта
    4.1. Курортно-рекреационное развитие региона с созданием природоохранной сети
    4.2. Промышленное развитие региона через создание крупного портово-промышленного комплекса "Донузлав"
  5. Выводы

    Общественный экспертный Совет создан по инициативе общественных организаций Крыма:
  1. Крымской Академии Наук.
  2. Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир".
  3. Крымской организации национального союза архитекторов Украины.
  4. Крымского отделения Украинского географического общества
  5. Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма.
  6. Крымского регионального экомониторингового комитета.

1. Состав общественного экспертного Совета

Председатель Совета Тарасенко Виктор Сергеевич - Президент Крымской Академии Наук, председатель Крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники АРК.
Заместитель председателя Гуцаленко Александр Николаевич - председатель Крымской организации национального союза архитекторов Украины, член-корреспондент Украинской Академии Архитектуры.
Заместитель председателя Ена Василий Георгиевич - председатель Крымского отделения Украинского географического общества, кандидат географических наук, профессор, действительный член Крымской Академии Наук, Лауреат республиканской премии АРК.
    Члены Совета:

  • Боков Владимир Александрович - председатель ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма, доктор географических наук, профе5ссор, действительный член Крымской Академии Наук, заслуженный деятель науки и техники АРК, Лауреат республиканской премии АРК.

  • Олиферов Август Николаевич - доктор географических наук, профессор, действительный член Крымской Академии Наук.

  • Николаев Евгений Владимирович - член Крымского регионального экомониторингового комитета, доктор с/х наук, профессор, действительный член Крымской Академии Наук, Лауреат республиканской премии АРК.

  • Рубцов Геннадий Сергеевич - зам. председателя, исполнительный директор Крымского регионального экомониторингового Комитета, кандидат экономических наук.

  • Сергеев Борис Иванович - зам. председателя Крымского регионального экомониторингового Комитета, доктор технических наук, профессор.

  • Токарев Юрий Николаевич - зам. председателя Крымского регионального экомониторингового Комитета, зам. директора ИНБЮМ НАН Украины, доктор биологических наук.

  • Болтачев Александр Романович - зам. директора ИНБЮМ НАН Украины, кандидат биологических наук.

  • Миронов Олег Глебович - доктор биологических наук, профессор Инбюм НАН Украины.

  • Субботин Александр Анатольевич - кандидат географических наук, в. Н. с. ИНБЮМ НАН Украины.

2. Краткая справка о проекте Крымский портово-промышленный комплекс "Донузлав"

Центром привлечения инвестиций, созданным при СовМине АРК, в январе 2004г. на суд общественности Крыма и местной громады поселков Мирный и Новоозерный (Сакский р-н АРК), расположенных на берегу озера Донузлав, представлен проект Крымский портово-промышленный комплекс "Донузлав". Проект разработан Минтранспорта Украины и фирмой "Ферротранс". Фирма является дочерним предприятием Полтавского горно-обогатительного комбината, экспортирующего железорудные концентраты и окатыши во многие страны мира. Партнеры намерены строить на Южной прибрежной косе крупный высокомеханизированный портовый терминал по перегрузке наволочных грузов. Фирма "Ферротранс" планирует поставлять наряду с железнорудными концетратами - бокситы, коксующиеся угли и др. Планируется углубление дна канала, соединяющего озеро Донузлав с Черным морем для захода к причалам на косе Южной крупных судов с осадкой 19 м. Планируется также строительство 130 км ж/д ветки со стороны ст. Джанкойской до Донузлава, которая сможет пропускать до 60 млн. т. грузов ежегодно. Согласно проекта, порт будет связан ж/д и с близ расположенной Евпаторией.

На побережье озера планируется создание нефтетерминала по приему танкеров и переработке сырой нефти. Начало этому пректу положено разработанным "НИП Шельф" ТЭО "Временный межпромысловый нефтепродуктопровод" Склад нефтепродуктов с. Карьерное - склад нефтепродуктов п. Новоозерное; выполненным по заказу ООО "Крым Транс Ойл". По этому проекту уже имеются согласования месторасположения межпромыслового нефтепродуктопровода: Сакской госадминистрации от 25.07.2003г. № 01-1-16/1073, Веселовского, Штормовского, Вересаевского и др. сельсоветов, заключение Крым. СЭС, Сакского управления оросительных систем и др. организаций. Существует договор №6 по оказанию услуг на аренду сроком до 30. 12. 2008г. между ООО "Крым Транс Ойл" и п в/ч А4227.

Проектируемый нефтепродуктопровод протяженностью 46,176км проходит по землям Сакского района и предназначен для транспортировки нефти и дизтоплива от существующей нефтебазы с. Карьерное до существующего склада нефтепродуктов пос. Новоозерное. Длина укладываемых стальных труб 92,3км, в том числе диаметром ДУ 159*5 - 20,7км, диаметром ДУ 152*32 - 74,5км. По трассе предусматривается установка 3-х промежуточных насосных станций. Проектируемый объем перекачиваемых нефтепродуктов (нефти и дизтоплива) - по 2500т/сутки. Нефть и дизтопливо перекачиваются по двум отдельным трубопроводам

ООО "Крым Транс Ойл" (Сакский р-н, с. Карьерное, ул. Центральная, 16.; тел. (0652) 252-252) разработано обоснование целесообразности и необходимости строительства нефтепродуктопровода: с. Карьерное - п. Новоозерное. Нефтепродуктопровод проектируется и строится в целях перевалки Российских экспортных объемов нефти и нефтепродуктов с ж/д на морской транспорт. Планируемые годовые объемы транспортной обработки: первый год эксплуатации - 1,8млн. т/год, расчетная рабочая производительность - 2,7млн. т/год. После реконструкции и проведения работ второй очереди - до 6млн. т/год. Целесообразность строительства нефтепродуктопровода обуславливается дефицитом пропускной способности существующих транспортных нефте-коммуникаций в условиях резкого увеличения объемов добычи и экспорта нефти РФ. Как отмечают заказчики проекта, кроме портов Одессы, по перевалке нефти работают порты Крыма: Керчь, Феодосия, Севастополь. При этом уровень их загрузки оборотами перевалки нефти и нефтепродуктов не позволяет увеличивать объемы без проведения реконструкции и крупных капиталовложений. Поэтому принимается решение о строительстве нового нефтеперевалочного комплекса в Крыму!

Планируемая концентрация в зоне портово-промышленного комплекса "Донузлав" экологически небезопасных производств и технологий (перевалка сыпучих железнорудных концентратов и нефти) таит серьезную угрозу для экологического благополучия не только западного побережья, но и всего курортного Крыма.

По мнению экспертов необходима тщательная государственная и общественная экспертиза данного проекта с оценкой экономических выгод и потерь для региона и Крыма в целом.


3. Краткая справка о территории планируемого строительства

Поселки

Поселки Мирный и Новоозерное расположены на берегу оз. Донузлав. В недавнем прошлом в них размещались военные гарнизоны. С уходом военных и разрушением инфраструктуры базировавшихся здесь Черноморского флота и морской авиации, население поселков оказалось без работы и средств к существованию. Молодежь выезжает с целью трудоустройства в другие более благополучные районы Крыма и Украины. Люди старшего возраста в поисках средств к существованию занимаются рыбным промыслом, мелкой торговлей и обслуживанием зарождающихся сфер рекреации и туризма. На берегах озера возникли дачные кооперативы. Для приема отдыхающих строятся мелкие гостиничные комплексы. Зарождается сфера обслуживания - мелкие кафе, бары, магазины.

Ландшафт

Озеро Донузлав является самым длинным (30км) и глубоким (27м) озером на Крымском полуострове. Ширина озера в устьевой части (у моря) достигает 9км. Озеро образовалось в результате затопления морем крупной Донузлавской балки с последующим ее отсечением узкой песчано-гравийной пересыпью. В настоящее время озеро соединено с морем узким искусственным судоходным каналом шириной 200 м.

Берега озера высокие, крутые. Его очертания напоминают очертания большой реки. Ландшафт в окрестности озера пользуется большой популярностью у туристов. Акватория заселена более чем 50 видами рыб. Здесь обитают многие ценные промысловые рыбы: кефаль, камбала, ставрида, пеламида и др. На озере встречаются различные виды уток, куликов, чаек, бакланов и других видов птиц. Здесь пролегают пути их сезонной миграции.

Берега озера и, особенно, прилегающее побережье Черного моря характеризуются великолепными песчаными пляжами (евпаторийский тип). Море мелкое с песчаным дном, вода хорошо прогревается. Район перспективен для развития детского курорта.


4. Эколого-экономическая экспертиза проекта Крымский портово-промышленный комплекс "Донузлав" в контексте программы устойчивого эколого-социально-экономического развития курортного Крыма

По мнению Верховной Рады и Правительства АРК, широкой научной общественности, главным приоритетом социально-экономического развития Крыма является курортно-рекреационная отрасль, которая благодаря геополитическому положению Крыма, уникальным природно-климатическим условиям, бальнеологическим, историко-культурным и национально-этнографическим ресурсам может обеспечить условия для развития других отраслей экономики, достаточно быстро сформировать устойчивый рынок товаров и услуг. Эти положения закреплены в ряде Постановлений Верховной Рады и СовМина АРК, в программных документах социально-экономического развития Крыма на ближнюю и дальнюю перспективу ("Концепция развития курортно-рекреационного и туристического комплекса АРК до 2010 года", Симферополь, 2002г.).

    Учеными Крымской Академии Наук разработана Программа устойчивого развития Крыма ("Устойчивый Крым. План действий", Изд-во "Сонат", Киев-Симферополь, 1999г.). Среди основополагающих принципов устойчивого развития Крыма выделены следующие:
  • Для Крыма применима только такая стратегия его устойчивого развития, которая позволяет сохранить природу, восстанавливать нарушенную среду и рационально использовать ресурсы.
  • В устойчиво развивающемся Крыму приемлемы только природосберегающие, биосферосовместимые, ресурсосберегающие и малоотходные технологии, замкнутые циклы, отсутствие свалок.
  • Любые действия по вмешательству в уникальную природу Крыма должны жестко ограничиваться с учетом сохранения природно-ресурсного потенциала и подвергаться комплексной государственной и общественной экспертизе.

По мнению экспертов проекта "Крымский портово-промышленный комплекс "Донузлав", все виды хозяйственной деятельности на территории курортного Крыма должны соотносится с потребностями и задачами курорта по оздоровлению и организации отдыха. Любые проекты по развитию промышленности, транспорта, с/х производства должны проходить государственную и общественную экспертизу на предмет их соответствия основным целям и задачам курортного Крыма.

В пределах курортных и лечебно-оздоровительных зон и вблизи них должна быть запрещена деятельность, которая противоречит их целевому назначению, может отрицательно влиять на лечебное качество и санитарное состояние территории.

    Северо-западный Крым и, особенно, Тарханкутский полуостров рассматривается учеными географами, экологами, биологами, медиками и курортологами - как перспективный район для развития курортов (прежде всего детского направления), туризма, а также природно-заповедного дела с созданием разветвленной природоохранной сети. Эти подходы хорошо вписываются в общую концепцию устойчивого эколого-социально-экономического развития курортного Крыма. Таким образом, в отношении перспектив развития северо-западного Крыма вырисовываются по существу два, взаимоисключающих варианта:
  • 1-ый вариант - курортно-рекреационное развитие с сохранением природоохранной сети.
  • 2-ой вариант - промышленное развитие с созданием крупного портово-промышленного комплекса "Донузлав".

Рассмотрим преимущества и недостатки обоих вариантов.


4.1. Курортно-рекреационное развитие региона с созданием природоохранной сети

Сердцевиной западного и северо-западного Крыма является всемирно известный международный детский бальнеоклиматический курорт Евпатория. Именно из-за уникальности бальнеологических факторов - благоприятного сочетания морского и степного климатов, наличия рапных озер (Сакское, Мойнаки, Сасык и др.), лечебных грязей и минеральных вод сложилась добрая слава курорта.

Среди тех, кто определил основы отечественной курортологии всемирно известные профессора Н. Бурденко, А. Шенк, Н. Королева. Ими и их учениками разработаны эффективные методы лечения на Евпаторийском курорте таких недугов, как церебральный паралич, ревматизм, полиомиелит, всевозможные гнойно-воспалительные и неврологические заболевания. В Евпатории создана мощная санаторно-курортная база, способная обеспечить лечение и отдых сотням тысяч людей. В исторически сложившейся инфраструктуре Большой Евпатории, включающей собственно город, прилегающие курортные поселки (в т.ч. п.п. Мирный и Новоозерное), протяженную зону пляжей и акватории, соляные озера и лиманы (в т.ч. оз. Донузлав), а также территории сельхозпользования в обрамлении курортополиса, одной из важнейших функциональных зон является курортно-рекреационная. В настоящее время для этой зоны характерен ряд серьезных экологических проблем: уничтожение пляжей в связи с морской абразией, эрозия почв, подтопление территорий в связи с поднятием уровня грунтовых вод, опреснение соляных озер и др.

Одно из главных богатств курорта - знаменитые на весь мир песчаные пляжи сокращаются. Причины тому известны: антропогенное воздействие на вдоль береговой поток наносов в связи со строительством мола в районе г. Саки, интенсивная добыча песка на Сасык-Сивашской пересыпи, землечерпание в пределах Евпаторийского порта и на дне Донузлавского озера. В целом, решение вопросов бережного рационального использования лечебных пляжей, озер, минеральных вод и грязей, лесопарковых комплексов должно стать приоритетным делом ученых, представителей курортной отрасли, широкой общественности, так как от сохранения и воспроизводства бальнеологических и других природных ресурсов зависит судьба курортополиса Большая Евпатория и перспективы устойчивого эколого-социально-экономического развития этого региона Крыма.

Реализация проекта ППК "Донузлав" всего в 25 км от Евпатории, усилит тенденции урбанизации и индустриализации Евпаторийского курорта и обострит уже существующие экологические проблемы. Планируемая перевалка 60 млн.т. грузов ежегодно, первичная переработка сырой нефти, продолжение добычи песка со дна Донузлавского озера - все это значительно ухудшит экологическую обстановку не только в районе ППК "Донузлав", но и на всей прилегающей территории Западного побережья Крымского полуострова.

По мнению экспертов, традиционному курортно-рекреационному развитию Большая Евпатория в направлении курортополиса нет альтернативы, т.к. только такое развитие обеспечивает устойчивость экосистем, экономики, социума на длительную перспективу.

Одна из важнейших задач Курортного Крыма - преобразование современных курортных городов в курортополисы - природно-технические и рекреационные системы со сбалансированными экологическими, экономическими и социальными элементами.

Курортополисы можно определить как территории (ландшафты) селитебного, рекреационно-туристического и хозяйственного пользования, сохраняющие экологический баланс, социальное партнерство, исторически обусловленную форму природопользования, хозяйственной, культурной и научно-технической деятельности с выраженными курортно-рекреационными приоритетами. В курортополисе Большая Евпатория необходимо сформулировать оптимальную территориальную структуру природных и хозяйственно-экономических систем, гармонизировать природопользование, обеспечить устойчивое развитие курорта. Под устойчивым развитием понимается экологически устойчивое развитие, то есть сбалансированное развитие, позволяющее сохранять ресурсовоспроизводящие функции ландшафтов и всех геологических сфер Земли (биосферы, гидросферы, атмосферы, литосферы), поддерживать биоразнообразие.

Приоритет экологических подходов над экономическими при решении вопросов развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства - вот что должно стать идеологической основой развития любого курортного региона в Крыму, в том числе и курортополиса Большая Евпатория.

Достижение стратегических целей экологической политики (устойчивое развитие территории) должно опираться на концепцию формирования ноосферной территориальной системы, предусматривающей создание природоохранного комплекса из взаимосвязанного комплекса заповедных и в разной степени преобразованных территорий. Предложения по совершенствованию природоохранной сети в работе Большой Евпатории и прилегающей территории Тарханкутского полуострова сделаны учеными ТНУ им. Вернадского ("Перспективы создания единой природоохранной сети Крыма", Изд-во Крымучпедгиз, Симферополь, 2002г).

Система охраняемых территорий должна образовать взаимосвязанный комплекс, в котором каждая зона дополняет другую. Средо- ресурсоохранные зоны (т.н. биоцентры) должны быть соединены биотическими коридорами, предназначенными для миграции животных, переноса семян растений. Пространственно упорядоченная система охраняемых территорий образует экологический каркас региона, который станет основой для организации пространственной структуры курортно-рекреационных, селитебных, транспортных и хозяйственных объектов. В пределах перечисленных функциональных зон нагрузка на природу при правильном ведении хозяйства позволит сохраниться основным типам биоценозов и ландшафтов. Общая площадь охраняемых территорий должна составить в условиях равнинного Крыма около 50%.

На рис. 1 показана природоохранная сеть северо-западного Крыма (Тарханкутский полуостров) разработанная учеными ТНУ им. Вернадского (Боков и др., 2002г). Представленная схема состоит из биоцентров и связующих их экологических коридоров.

Основными критериями при создании центров являются показатели биологического и ландшафтного разнообразия, природные и гидрологические условия, ненарушенность природоохранных комплексов, репрезентативность растительного и животного мира, наличие ценных объектов (биологических, исторических, культурных и др.). Биоцентры - достаточно обширные экосистемы, внутри которых, благодаря их размерам и высокому уровню биоразнообразия, протекают природные процессы, стабилизирующие экологическую обстановку на значительных территориях.

В экологическом каркасе Тарханкутского полуострова выделены биоцентры: 1 - Атлешский, 2 - Джунгальский, 3 - Донузлавский, 4 - Центральный. Указанные биоцентры соединены экологическими коридорами, представляют все основные экосистемы северо-западного Крыма (степные, прибрежные, водно-болотные) и по существу, должны стать средо- и ресурсовоспроизводящим экологическим каркасом курортополиса Большая Евпатория.

Особое место в складывающейся природоохранной сети данного региона играет Донузлавский биоцентр. В верховьях Донузлава развивается необычная для равнинного Крыма азональная водно-болотная растительность. На прилегающих участках побережья расположены обширные заросли тростника, ситника, камыша озерного и морского пырея. В опресненной и мелководной части Донузлава гнездятся колонии птиц. В опресненных верховьях Донузлава встречается 37 видов растений.

В результате исследований ИНБЮМ НАН Украины установлено, что современная флора и фауна лимана отличается широким видовым разнообразием и включает морские, солоноватоводные и пресноводные организмы. Для экосистемы водоема характерны высокоразвитые бентосные сообщества, видовой состав и общая картина вертикального распределения которых аналогичны с таковыми прибрежной зоны Черного моря. Фитобентос представлен 17 видами водорослей и 4 видами морских трав. Они покрывают от 60 до 80% мелководья, достигают значительных биомасс в среднем 1-1,5, максимальная до 3кг/м2. Сообщества макрофитобентоса играют важную роль в продукции органического вещества в береговых водах. Заросли их населены специфической фауной, служащей пищей рыбам. В густом травостое находят убежище молодь рыб и креветки. На водоросли откладывают икру некоторые виды рыб (атерина).

Исключительным разнообразием отличается зообентос, только среди макроформ идентифицировано около 100 видов. Зообентос представлен, в основном, типично морской фауной, состоящей из многих групп черноморских беспозвоночных. В нижней части лимана, где преобладают песчанистые и илисто-песчанистые грунты, наиболее развиты по численности и биомассе двустворчатые моллюски. Самыми распространенными и массовыми видами являются венусы, тапесы, митилястеры, кардиумы, мидии, устрицы, абры. Брюхоногие моллюски обитают на макрофитах и прямо на грунте. Это биттиумы, риссои, тритии, наны, рапаны. Из ракообразных особенно многочисленны травяные креветки и травяные крабы, изоподы, амфиподы. Богато представлены многощетинковые черви - нереисы, нефтисы, глицеры, харматои, пектинарии. Часто попадаются крупные турбеллярии, встречаются губки, асцидии и другии группы беспозвоночных. Биомасса макрозообентоса колеблется от 13,47г/м2 до 704,52г/м2, составляя в среднем - 190,76г/м2

Мейобентос представлен фораминиферами, нематодами, полихетами, олигохетами, гарпактикоидами, остракодами, амфиподами, анизоподами, брюхоногими и двустворчатыми моллюсками, клещами. Численность мейобентоса равна 8110 экз./м2, биомасса - 1,4 г/м2. Преобладают свободноживущие нематоды, обильно представлены гарпактикоиды, остракоды, фораминиферы, полихеты.

Многие виды бентосных организмов являются пищей промысловых видов рыб, а мидии и устрицы в свою очередь представляют хозяйственный интерес. Около 45% видов макробентосных форм отмечены в питании промысловых видов. В количественном смысле эта цифра значительно больше - на долю входящих в питание организмов приходится 70% общей биомассы зообентоса.

Правовая база для курортно-рекреационного развития региона с созданием природоохранной сети

В 1992г в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Конвенция о биоразнообразии. Сохранение биоразнообразия признано одним из необходимых условий для обеспечения устойчивого развития человечества.

Понятием биоразнообразие охватывается вся совокупность процессов и явлений, обеспечивающих воспроизводство природной среды и экологическую регуляцию.

Украина ратифицировала в 1994г. Конвенцию о биологическом разнообразии, что явилось стимулом к развитию природоохранной деятельности. 12 мая 1997г. Кабинет Министров Украины Постановлением №439 утвердил концепцию (стратегию) сохранения биологического разнообразия Украины. Для реализации этой концепции разработана Национальная программа действий на 1998-2015г.г.

Для решения вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия большое значение имеют международно-правовые соглашения, подписанные Украиной. Боннская конвенция 1979г. об охране дикой флоры и фауны и природной среды обитания в Европе (подписана в 1996г.), Бонская конвенция 1979г. об охране мигрирующих видов диких животных (1999г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992г.), Министерская декларация о защите Черного моря (1993г.), Стратегический план действий по воссозданию и защите Черного моря (1996г.).

Основными законодательными актами, обеспечивающими правовое регулирование сохранения биологического разнообразия в Украине и Крыму, являются законы Украины "О природнозаповедном фонде Украины (1992г.), "О животном мире" (1993г.), "О защите растений" (1998г.), "О растительном мире" (1999г.), Постановления Верховной Рады Украины "Об основных направлениях государственной политики в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности", "Положение о Красной книге Украины" (1992г.).

Разработки Крымских ученых и специалистов по вопросам биологического и ландшафтного разнообразия являются необходимым этапом в выборе путей устойчивого развития региона. Известно, что площадь естественных ландшафтов в Крыму ниже критической и поэтому все планы развития региона следует соотносить с данным фактом. Более того, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на ренатурализацию части антропогенных ландшафтов, что позволит значительно повысить уровень биологической регуляции, увеличить рекреационный потенциал территории и устойчивость экосистем.

Высокое биоразнообразие способствует экологической стабилизации, повышению ассимиляционного потенциала и способности самоочищения экосистем от загрязнения.

Цели стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в Крыму должны соответствовать целям стратегии сохранения биологического разнообразия в Украине и мире, но в то же время отражать особенности природных и социально-экономических условий региона. Эти особенности связаны с историей развития Крыма, многонациональным составом населения, доминированием курортно-рекреационной отрасли в экономике, особой ролью природных геосистем в функционировании региона (климатический и бальнеологический курорт).

Главным элементом стратегии должно быть сохранение, улучшение состояния и восстановление природных экосистем и ландшафтов, видов, популяций.

По программе минимум: сохранение имеющегося ландшафтного и биоразнообразия. Следует соблюдать принципы: "Не разрушать то, что не можешь создать заново".

По программе максимум: площадь естественных ландшафтов должна быть доведена до 60%. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты: виды, популяции и др. В основе сохранения биоразнообразия поэтому должно находиться сохранение естественных ландшафтов на достаточно большой площади.

Экологические, социальные и экономические выгоды традиционного курортно-рекреационного развития региона с созданием природоохранной сети

Основной целью развития курортно-рекреационного и туристического комплекса Крыма (КРТК) является формирование конкурентноспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта и санаторно-курортных медицинских услуг на основе эффективного использования рекреационного потенциала, обеспечение социально-экономических интересов и экологической устойчивости региона.

    В северо-западном Крыму для достижения основной цели развития КРТК необходима реализация ряда задач, в т.ч.:

  • Экономических - увеличение экономической роли КРТК в хозяйственном комплексе, развитие курортной инфраструктуры обслуживания рекреантов и туристов, а также международных специализированны центров реабилитации, оздоровление и отдых детей и подростков, совершенствование санаторно-курортной и реабилитационной деятельности на базе имеющихся природных лечебных ресурсов Большой Евпатории (грязей, минеральных вод, соляных озер, климатических условий, а также на основе использования современных технологий диагностики и лечения, создание условий для развития автомобильного, воздухоплавательного, круизного и морского туризма (в т.ч. на базе малых курортных поселков Большой Евпатории - Мирный, Новозерское и др.), и соревнования серфингистов, парусные регаты, шлюпочные гонки и т.д., возрождение традиций пешеходного и спортивного туризма, поддержка дальнейшего развития научного туризма (изучение биоразнообразия, памятников природы, археологии, истории, этнографии и т.д.), создание условий и инфраструктуры для проведения научных конференций, производственных и учебных полевых практик студентов ВУЗов; развитие сельского зеленого и экологического туризма; активизация культурно-познавательного туризма и т.д.

    Все эти усилия, поддержанные специальными государственными и региональными программами и инвестиционными проектами, и будут способствовать экономическому росту, занятости населения и росту его благосостояния.

  • Социальных - создание условий для социальной стабильности в регионе, улучшение здоровья населения в регионе и, в целом, в Украине, развитие современной инфраструктуры обслуживания рекреантов и туристов с сохранением национальных традиций многонационального Крыма и культурного наследия.

  • Экологических - эффективное использование, охрана и восстановление природных рекреационных ресурсов, сохранение биоразнообразия, создание природоохранной сети; минимизация антропогенного воздействия рекреационного комплекса на состояние окружающей природной среды, природных ресурсов и состояние здоровья населения Крыма.

 

Условия успешного курортно-рекреационного развития курортополиса Большая Евпатория

- Государственная поддержка и создание условий для эффективного управления рекреационной сферой.

- Придание курортополису Большая Евпатория государственного статуса и создание соответствующих правовых и экономических условий для его функционирования.

- Создание благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования развития территории.

- Госбюджетное финансирование экологических программ (в том числе вынесение в натуру границ территорий природно-заповедного фонда), программ создания и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов водоснабжения и водоотведения), топливно-энергетического комплекса, проведения берегоукрепительных работ.

- Приоритетное госбюджетное финансирование для сохранения и развития сети детских санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.

- Учет интересов населения при планировании развития рекреационного комплекса (развитие и благоустройство курортных поселков, создание современной транспортной сети и т.д.).

Реализация всех этих условий и программ будет способствовать устойчивому эколого-социально-экономическому развитию курортополиса Большая Евпатория и прилегающих территорий Тарханкутского полуострова (Саксий и Черноморский р-ны АРК) на длительную перспективу, обеспечивая сохранение природы и рекреационных ресурсов, экономическое и социальное благополучие проживающего здесь населения, повышение уровня здоровья населения Крыма и Украины, реабилитацию и оздоровление миллионов граждан Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.


4.2. Промышленное развитие региона через создание крупного портово-промышленного комплекса "Донузлав"

На рис. 2. показана принципиальная схема размещения портово-промышленного комплекса "Донузлав". Комплекс находится в стадии согласований и начального проектирования. В соответствии с существующими строительными нормами и правилами необходимо выполнить комплексную экологическую экспертизу проекта - Государственную и независимую общественную с обязательным разделом "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)". В этом документе должны быть обязательные оценки: ландшафтных условий строительной площадки (геология, геодинамика, климат, биоценозы и т.д.), оценка технологических процессов и их воздействие на окружающую природную среду; экологические последствия запланированного, а также при возможных нештатных ситуациях, воздействия на окружающую среду (состав и количество загрязняющих веществ, их воздействие на воздушный бассейн, почвы, водные ресурсы, растительный и животный мир), планируемые природоохранные мероприятия (зоны санитарной охраны, благоустройство территории, защитные и профилактические меры и т.д.).

Не секрет, что расположенный на берегу озера, непосредственно вблизи от берега моря крупный портово-промышленный комплекс "Донузлав" будет оказывать мощное воздействие на все компоненты окружающей природной среды. Перевалка сыпучих, рыхлых грузов (железнорудных концентратов, окатышей, бокситов и др.), сырой нефти и ее переработка - таит серьезную угрозу для загрязнения атмосферы, почв, грунтов и прилегающей акватории озера Донузлав и Черного моря. Преобладающие ветры и течения (СЗ-ЮВ) и плоский равнинный рельеф создает угрозу загрязнения всей территории курортополиса Большой Евпатории и акватории Каламитского залива. Ареалы загрязнения вокруг крупных химических комбинатов, расположенных в Армянско-Красноперекопском районе, оцениваются в десятки километров и достигают Центрального Крыма и северных отрогов Крымских гор (Захаров, 1987г.). Города Евпатория и Саки, а тем более ландшафты и биоценозы, биотические коридоры и лечебные пляжи курортополиса Большая Евпатория находятся в непосредственной близости от места строительства планируемого объекта. Поэтому,будущий ППК "Донузлав" может стать одной из "горячих экологических точек" на западном побережье Крымского полуострова и создать массу проблем для дальнейшего развития уже существующего международного детского курорта.

Ожидаемые экономические выгоды от строительства объекта
  • Создание высокомеханизированного современного порта, транспортной инфраструктуры (морские, ж/д и автомобильные грузоперевозки), создание сопутствующей инфраструктуры: связь, жилищное строительство, торговые комплексы, социальное и культурное строительство.
  • Все это будет способствовать решению острых социально-экономических проблем пос. Мирный, Новоозерное и др., даст рабочие места, обеспечит финансовые поступления в местный и республиканский бюджеты и т.д.

    Ожидаемые экономические, социальные, политические и экологические потери (и угрозы) от строительства объекта
  • Ухудшение экологической обстановки в районе оз. Донузлав и прилегающей акватории Черного моря, негативное влияние на экосистему курортополиса Большая Евпатория, ухудшение климатических и бальнеологических факторов курорта, отток рекреантов и туристов, обострение социально-экономической обстановки в регионе.
  • Невыполнение Украиной своих обязательств перед мировым сообществом по рациональному природопользованию и защите биоразнообразия в Азово-Черноморском бассейне, охране дикой флоры и фауны, мигрирующих видов диких животных, защите Черного моря от загрязнения. В результате - снижение авторитета региона и страны, разрушение природного и биоресурсного потенциала Крыма, ухудшение здоровья населения.
  • Быстрый "революционный" путь экологического развития региона через создание крупного портово-промышленного комплекса таит в себе угрозу такой же быстрой смены приоритетов (при изменении рыночной коньюктуры) у инвесторов и исполнителей данного проекта. Ожидаемые быстрые экономические выгоды могут обернуться большими экономическими потерями при остановке работы порта. В результате - потеря рабочих мест при подорванной курортно-рекреационной отрасли и разрушенной природоохранной сети.

  • Заключение

    1. По мнению экспертного совета сложившееся эволюционное курортно-рекреационное развитие северо-западного Крыма с созданием курортополиса Большая Евпатория и разветвленной природоохранной сети соответствует Программным положениям стратегического развития курортного Крыма, устойчивого эколого-социально-экономического развития региона, сложившихся традиций экономической деятельности населения, существующего природного, ресурсного потенциала для развития курортно-рекреационного и туристического комплекса.
    2. Для решения острых социально-экономических проблем малых курортных поселков и, особенно, бывших военных гарнизонов Мирный и Новоозерное, нужна государственная поддержка, создание благоприятных условий для инвестиций в курортно-рекреационную сферу, госбюджетное финансирование экологических программ, учет интересов населения при планировании развития региона.
    3. Создание портово-промышленного комплекса "Донузлав" по перевалке сыпучих грузов и сырой нефти, включая ее переработку, таит большую угрозу для будущего развития не только северо-западного региона (Большая Евпатория), но и всего курортного Крыма (обострение экологических проблем, загрязнение воздушного бассейна и лечебных пляжей, разрушение природоохранной сети, отток рекреантов и туристов), что обернется большими экономическими потерями, ухудшением здоровья населения Крыма и Украины.

    По мнению экспертов, для принятия окончательного решения о судьбе проекта необходимо выполнить тщательную государственную и общественную экспертизу, результаты экспертиз опубликовать в СМИ и провести общественные слушания и (или) референдум, так как реализация проекта с учетом угроз развитию всему Крымскому региону невозможна без принятия осознанного выбора всем населением Крыма.


    Подписи членов общественного экспертного совета.

    Тарасенко В. С.
    Гуцаленко А. Н.
    Ена В. Г.
    Боков В. А.
    Николаев Е. В.
    Олиферов А. Н.
    Рубцов Г. С.
    Сергеев Б. И.
    Токарев Ю. Н.
    Болтачев А. Р.
    Миронов О. Г.
    Субботин А. А.


    Приложение 1.

    Выписка из Протокола
    Совещания по вопросам хода подготовительных работ по строительству транспортно-промышленного узла на оз. Донузлав
    Министерство экономики АРК
    г. Симферополь, 2003г.

    Потемкина В. В. - начальник сектора экологической экспертизы Рескомэкоресурсов АРК.

    Обследование акватории и забор проб из оз. Донузлав ранее не проводилось. Размещение любой производственной структуры связано с риском нарушения сложившегося экологического равновесия. Поэтому, прежде чем приступать к разработке проекта и строительству транспортно-промышленного узла, необходимо провести тщательную эколого-экономическую экспертизу.

    Кулиш В. И. - министр экономики АРК

    Рассматриваемая проблема - это не проблема Министерства экономики АРК, а региона в целом. Нужно проработать реальную экономику проекта в целом, учитывая интересы населения региона и бюджетной системы автономии.

    Постановили:
      Считать необходимым до начала строительства ТПК "Донузлав":

    • Организовать публичное обсуждение проекта в СМИ;

    • Разработать эколого-экономическое обоснование необходимости реализации проекта;

    • Предусмотреть необходимые ресурсы для ликвидации последствий возможных негативных ситуаций, связанных с реализацией проекта.

ЭКО-SOS

Личное мнение :

Личное мнение

Карадаг:

Лисью бухту - под бетон? Мечта безумцев или жажда наживы

Ялта:

Ялтинский заповедник - лакомый кусочек Крыма

Агармыш:

Лысый Агармыш в кабале!

Сиваш:

Ученые бьют тревогу: Сиваш погибает!

Планета:

Вся правда о Птичьем ГРИППЕ

Документы:

Антикоррупционная политика КРАЭМ





посетители
0 (+0)
10.09.2014
17:19
Крымская Республиканская Ассоциация "Экология и Мир" ©,
АР Крым, Симферополь, 2007


Locations of visitors to this page