 |
Издается Крымской Республиканской Ассоциацией «Экология и мир»
ЭКОМИР |
Информационный бюллетень |
специальный выпуск №3(6) апрель 2000 года |
Зелёные насаждения Симферополя.
Быть или не быть?
Ситуация в городе Симферополе
Город расположен в глубокой межгорной долине с перепадами высот до 50 м и
более . На протяжении 200 лет продолжалась стихийная застройка , которая создала
массу проблем . Жилые массивы чередуются с промышленными зонами , автомобильные
трассы, соединяющие жилые массивы и промышленные зоны, пролегают зачастую по
узким неприспособленным улицам . Увеличивающееся число автомобильного транспорта
усиливает загазованность улиц города . Часто наблюдаются высокие концентрации (
выше предельно допустимых концентраций) пыли , оксидов углерода, азота и серы .
Географическое расположение города препятствует проветриванию , при высокой
загазованности и нехватке зеленых насаждений, выполняющих функцию регенерации и
очистки , возникает серьезная нехватка чистого воздуха. В такой ситуации
необходимо создавать преграду для распространения выхлопных газов : увеличить
площадь зеленых зон , расширять и создавать новые парки и скверы , высаживать
кустарники и деревья вдоль улиц . В действительности же площади зелёных
насаждений постоянно сокращаются . Плановое строительство во многих случаях
осуществляется за счёт сокращения площадей зеленых насаждений .
Лишь при недавней реконструкции Вокзала и привокзальной площади уничтожено
247 деревьев и кустарников: огромный розарий превращен в автостоянку.
Значительная часть сквера им . Дыбенко застроена сооружениями кафе " Ева" и
также забетонирована под автостоянку . В парке им . Гагарина за счёт зелёных
площадей существует автостоянка, сооружается бизнес - центр и жилой дом ,
размещено кафе , зелёный участок передан в аренду под автодром . По ул. Павленко
при строительстве фирмой "Консоль " жилого дома уничтожена зелёная зона . И
последнее решение, теперь уже республиканских властей , - уничтожить сквер
Победы с более 200 деревьями ...
Позиция властей
На охрану и восстановление зелёных насаждении их городского бюджета
практически не выделяется средств . В то же время , за использование земельных
участков для строительства в зеленых зонах кафе , АЗС и других объектов берется
арендная плата за пользование землей. Однако , эти деньги не используются для
развития и восстановления зеленых насаждений. Кроме того , совершенно не
учитывается тот факт, что ущерб , нанесенный здоровью и благополучию людей при
уничтожении зеленых насаждений, не сравним с доходами от аренды.
Председатель Постоянной комиссии по экологии и чрезвычайным ситуациям ВР АРК
В.Ф. Попов на наш запрос сообщил (письмо от 28.02.2000), что "застройка города
Симферополя осуществляется согласно генеральному плану , разработанному
институтом " КрымНИИпроект "... Размещение объектов ... соответствуют
функционально -планировочной структуре города ...". Другими словами, Генпланом
предусмотрено уничтожение зелёных насаждений и превращение нашего города в
каменный лабиринт.
Министр архитектуры и строительной политики АРК В. Г. Кравченко на встрече "
за круглым столом" 15.03.2000 высказался более определённо : "зелёные насаждения
в городе в условиях всё возрастающей загазованности не выполняют своей основной
функции , поэтому нет смысла говорить об их сохранении ". На наше письмо ,
адресованное Председателю постоянной комиссии ВС АРК по законодательству , законности, правопорядку и военным вопросам Иванову
А . Я., получен ответ : " Восстановление собора св . Александра Невского не
предусматривает уничтожения сквера , сквер в своём первоначальном виде будет
продолжать функционировать... специалисты признали , что высадка (надо понимать
" вырубка ") части деревьев с целью восстановления собора не ухудшит
экологической ситуации, поскольку в пределах данного сквера деревья выполняют
только эстетическую и воспитательную функции ...". Иными словами, позиция
такова: загазованность возрастает, зеленые насаждения все равно не помогают (так
как их мало), поэтому и сохранять их не надо.

Автостоянка и бизнес - центр в парке им. Гагарина
Какова позиция контролирующих органов? В указанном письме
В.Ф. Попова отмечено, что “Решения горисполкома по вопросу размещения объектов в
обязательном порядке согласовываются с органами, ответственными за контроль и
управление в области окружающей природной среды и другими…” Так что любая
плановая (разрешённая горисполкомом) застройка на месте зелёных насаждений не
может быть незамеченной соответствующими органами. Начальник
Центрально-крымской региональной экологической инспекции А.Л. Ларин на той
же встрече “за круглым столом” признал: “При согласовании решений горисполкома
на строительство объектов в городе, предполагающих снос зелёных насаждений, я не
имею оснований отказать, как ни жаль уничтожаемой зелени”. Таким образом,
сокращение площадей зелёных насаждений ведётся планомерно и
последовательно.
Генеральный план города
Генеральный план развития города Симферополя
разработан институтом “КрымНИИпроект”, одобрен решением Симферопольского
горисполкома №718 от 24 мая 1996 г. и утверждён решением 5-й сессии городского
Совета XXII созыва № 49 от 19 октября 1996г. Он является основным документом,
регламентирующим плановое, а также внеплановое строительство и все возможные
работы в черте города. Генплан содержит ряд недостатков, как в отношении
развития города, так и охраны окружающей среды. Прежде всего, он не имеет
чёткой концепции развития города. Не определены приоритеты развития: будет
ли город селитебной (жилой) зоной или промышленной агломерацией. Соответственно
нет и общей стратегии. Необходимо предусмотреть либо постепенное вынесение
промышленных предприятий за черту города, за пределы третьей гряды в равнинную
часть, либо постепенно переводить население в города-спутники, а город
превращать в промышленно-административный центр. Острая проблема в городе в
настоящий период – это стихийная застройка целых кварталов и микрорайонов на
периферии. В основном, на её решение и направлена основная идея генплана.
Отсюда – появление магистралей, связывающих противоположные окраины по узким,
неприспособленным улицам. Проспект им. Кирова превращён в автотрассу, через
город запланирована автомагистраль в субмеридиональном направлении. Все
это создает и будет создавать дополнительную загазованность. Новые микрорайоны
требуют расширения коммуникационных сетей, прокладка которых зачастую
осуществляется с уничтожением зелёных насаждений и без компенсационных посадок.
Генпланом не предусматривается развитие системы зеленых насаждений в городе,
мест для общения жителей с природой
Наша позиция
1. Сокращение зелёных насаждений в городе Симферополе
имеет крайне отрицательные влияние на здоровье жителей. Необходимо, чтобы власти
города кардинально изменили отношение к этой проблеме, прекратить
сокращение зеленых площадей, начать работу по восстановлению уничтоженных
скверов, частей парков, создавать новые скверы и парки.
2. Следует откорректировать или пересмотреть Генеральный план
развития города, вынести на одно из первых мест решение экологической проблемы
связанной с уничтожения зеленых зон города, которая ведет к риску для здоровья
жителей. При отсутствии исполнителей в АРК следует передать заказ за пределы
Крыма.
3. Необходимо разработать и принять закон об охране зелёных
насаждений в городах АРК и положение об охране и восстановлении зелёных
насаждений в городе Симферополе.
4. Для успешного сохранения и восстановления зелёных насаждений
целесообразно определить размер компенсационной стоимости и компенсационного
озеленения в пятикратном размере стоимости или площади преднамеренно
уничтоженных зелёных насаждений. Компенсационное озеленение при этом выполнять в
том же микрорайоне города.
5. Считаем нецелесообразным уничтожение сквера Победы с целью
восстановления собора Александра Невского, так как в случае строительства
собора будет уничтожено три четверти зелёных насаждений
сквера.
|
|